Детская близорукость лечение

Близорукость у детей

Близорукость у детей

Близорукость у детей (миопия) – одно из наиболее распространенных заболеваний зрительной системы в детской офтальмологии. К 15-16 годам близорукость обнаруживается у 25-30% детей. Близорукость у ребенка чаще выявляется в возрасте 9-12 лет, а в подростковом периоде происходит ее усиление. При близорукости параллельные лучи света, идущие от далеких предметов, фокусируются не на сетчатке, а перед ней, что приводит к нечеткости, смазанности, расплывчатости изображения.

Около 80-90% доношенных младенцев рождаются гиперметропами с «запасом дальнозоркости» +3,0+3,5 D. Это объясняется коротким переднезадним размером глазного яблока у новорожденного (17–18 мм). По мере роста ребенка происходит рост, а вместе с этим – изменение преломляющей силы глаза. Постепенно гиперметропия становится меньше, приближаясь к нормальной (эмметропической) рефракции, а во многих случаях (при недостаточном «запасе дальнозоркости» +2,5 и менее D) она переходит в миопию – близорукость у детей.

Причины близорукости у детей

Близорукость у детей может быть наследственной, врожденной и приобретенной. Предрасположенность к близорукости выше у тех детей, чьи родители (один или оба) также имеют миопию. В этом случае говорят о наследственной близорукости у детей.

Предпосылкой врожденной близорукости у детей служит слабость склеры и ее повышенная растяжимость, что приводит к неуклонному прогрессированию миопии. Кроме этого, данная форма близорукости часто встречается у недоношенных детей. а также детей, страдающих врожденной патологией роговицы или хрусталика, врожденной глаукомой. синдромом Дауна. синдромом Марфана и др. Врожденная близорукость обычно выявляется у детей первого года жизни.

Приобретенная близорукость у детей возникает и прогрессирует в школьные годы в связи с возросшей зрительной нагрузкой, ранним обучением письму и чтению, несоблюдением гигиены зрения, бесконтрольным использованием компьютера или просмотром телевизора, недостатком микроэлементов и витаминов в пище, быстрым ростом ребенка. Способствовать развитию близорукости у детей могут родовые травмы позвоночника, рахит. инфекции (тонзиллит. гайморит. туберкулез. корь. дифтерия. скарлатина. инфекционный гепатит ) и сопутствующие заболевания (аденоиды. сахарный диабет и др.), нарушения опорно-двигательной системы (сколиоз. плоскостопие ).

Классификация близорукости у детей

С учетом характера развития миопии различают физиологическую, лентикулярную (хрусталиковую) и патологическую близорукость у детей.

Физиологическую близорукость обусловливает усиленный рост глаза, наблюдающийся у детей. Степень физиологической миопии увеличивается до момента окончания роста глазного яблока и в дальнейшем не прогрессирует. Такой вид близорукости у детей относят к стационарной: она не приводит к значительному ухудшению зрения и инвалидности.

При лентикулярной близорукости у детей имеет место чрезмерное увеличение преломляющей силы хрусталика при изменениях его ядра. Хрусталиковая близорукость часто встречается у детей с врожденной центральной катарактой и сахарным диабетом, а также при поражении хрусталика вследствие приема некоторых медикаментов.

Патологическая близорукость у детей (миопическая болезнь) развивается при чрезмерном росте глазного яблока в длину и характеризуется прогрессирующим снижением остроты зрения до нескольких диоптрий в год. Такая форма близорукости у детей протекает наиболее злокачественно и часто приводит к инвалидности по зрению.

По непосредственным механизмам возникновения близорукость у детей может быть осевой (в случае увеличения переднезаднего размера глаза >25 мм и нормальной рефракции), рефракционной (при увеличении преломляющей силы и нормальной переднезадней длине глаза) и смешанной (при сочетании обоих механизмов).

По силе выраженности различают близорукость у детей слабой (до -3,0 D), средней (до -6,0 D) и высокой степени (свыше -6,0 D).

Симптомы близорукости у детей

Врожденную близорукость у ребенка раннего возраста можно выявить только при плановом осмотре детского офтальмолога .

У более старших детей о наличии близорукости позволяет задуматься привычка щурить глаза, морщить лоб, часто моргать, подносить игрушки близко к глазам, низко наклонять голову при рисовании или чтении. При этом близко расположенные предметы ребенок видит хорошо, а удаленные — хуже. Типичны жалобы детей на дискомфорт и резь в глазах, быстрое зрительное утомление, головную боль.

При своевременно не скорригированной близорукости у детей нарушается бинокулярное зрение, развивается расходящееся косоглазие и амблиопия. Наиболее серьезными осложнениями прогрессирующей миопии служат отслойка стекловидного тела. изменения сетчатки, приводящие к кровоизлияниям и ее отслойке .

От истинной миопии у детей следует отличать ложную близорукость (или спазм аккомодации ), обусловленную нарушением функционирования глазных мышц и сопровождающуюся утратой возможности поддержания четкого видения предметов. Такое состояние потенциально обратимо, однако если своевременно не принять надлежащие меры, спазм аккомодации у детей перерастет в истинную близорукость.

Диагностика близорукости у детей

При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога. поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией. астенией. повышенной нервной возбудимостью.

Лечение близорукости у детей

Тактика лечения близорукости у детей определяется ее степенью, прогрессированием и наличием осложнений. При увеличении близорукости не более чем на 0,5 D в год, возможна выжидательная тактика. В остальных случаях для лечения близорукости у детей применяется комплекс методов (физиотерапевтических, оптических, аппаратных, медикаментозных).

В первую очередь ребенку производится подбор очков или контактных линз (детям старшего возраста). При близорукости слабой или средней степени очки используются только для дали, необходимости в их постоянном ношении нет. В случае миопии высокой степени или ее прогрессирующем характере, требуется носить очки постоянно.

В порядке медикаментозного лечения близорукости у детей проводится назначение витаминно-минеральных комплексов, сосудорасширяющих препаратов (никотиновой кислоты, пентоксифиллина), инстилляции глазных капель, улучшающих питание глаза.

При прогрессировании или высокой степени близорукости у детей показано хирургическое лечение – склеропластика. препятствующая дальнейшему растяжению склеры. Лазерная коррекция зрения при миопии проводится по достижении пациентом 18 лет.

Прогноз и профилактика близорукости у детей

Если близорукость у детей не прогрессирует и протекает без осложнений, прогноз в отношении зрения благоприятный – такая миопия хорошо поддается очковой коррекции. При миопии высокой степени даже в условиях коррекции острота зрения часто остается пониженной. Наихудший прогноз для зрительной функции имеет прогрессирующая близорукость у детей, приводящая к дегенеративным изменениям в сетчатке.

Важную роль в предупреждении близорукости у детей играет соблюдение гигиены зрения: дозированность зрительных нагрузок, правильная организация рабочего места школьника, профилактика патологических зрительных привычек. Для правильного развития зрения полезен достаточный сон, полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом. Дети с близорукостью должны обследоваться у окулиста каждые полгода.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/myopia

Детская близорукость

Вопрос №1. В каком возрасте у детей появляется близорукость? Каковы причины ее прогрессирования?

Сегодня пик заболевания близорукостью приходится на 9 лет. В группу риска входят дети, у которых хотя бы один из родителей имеет близорукость. Наши наблюдения показывают, что при наследовании признака близорукости у ребенка она появляется гораздо раньше и прогрессирует намного быстрее, чем у родителей.

Но самая распространенная на сегодняшний день форма близорукости – приобретенная. Она формируется в возрасте 7–12 лет. Связана с удлинением глазного яблока. Ведь наш глаз адаптирован к работе на средних и далеких расстояниях. А при работе вблизи он начинает перегружаться и становится длиннее, чем ему положено быть. В результате такого удлинения происходит расфокусировка зрения.

Это все равно что отодвинуть от экрана проектор, настроенный на определенное расстояние. При этом изображение будет становиться все менее четким. Такой же механизм снижения зрения при близорукости. При этом происходит растяжение внутриглазных структур, в особенности сетчатки, которое приводит к резкому, подчас необратимому, снижению зрения и деструктивным изменениям на глазном дне.

Вопрос №2. В чем заключается лечение детской близорукости сегодня?

Очень часто детям с прогрессирующей близорукостью назначают глазные капли, которые расширяют зрачок. Механизм их действия заключается в расслаблении глазных мышц, так как при близорукости часто развивается их спазм. Однако для восстановления функций глазных мышц необходимо не выключение их из работы, а, наоборот, адаптация к различным зрительным режимам. Капли такого эффекта дать не могут. Кроме того, в ряде случаев после отмены глазных капель близорукость начинает прогрессировать еще быстрее.

Я считаю, что эта проблема требует комплексного лечения, которое время от времени необходимо повторять. Оно должно быть направлено на замедление темпов роста и стабилизацию близорукости на возможно более ранних этапах.

Прежде чем назначить лечение, мы определяем стадию близорукости и скорость ее прогрессирования. Только после этого подбирается индивидуальный комплекс необходимых процедур, рассчитанный на конкретного ребенка. В процессе лечения применяем различные аппаратные, физиотерапевтические и медикаментозные методы.

На ранних стадиях снижения зрения проводятся определенные процедуры, которые помогают снять чрезмерное напряжение глаз. Ведь в дальнейшем оно может привести к прогрессированию близорукости. Также очень полезны процедуры, которые улучшают кровообращение в тканях глаза. Как правило, результат такого лечения в плане стабилизации близорукости можно оценить через 4–6 месяцев.

Чтобы держать близорукость под контролем, необходимо проводить подобное лечение 2–4 раза в год. Помимо специальных лечебных процедур очень важен общеукрепляющий режим. Это занятия физкультурой, прогулки на свежем воздухе, а также прием витаминов, препаратов кальция и фосфора.

Вопрос №3. Правда ли, что если на ребенка надели очки, то он их больше никогда не снимет?

Это одно из многочисленных заблуждений. При слабой близорукости, до 3 диоптрий, мы рекомендуем так называемые комфортные очки. Такие очки не обязательно носить постоянно. Они нужны для того, чтобы хорошо видеть вдаль.

Очки для постоянного ношения назначают либо при высокой степени близорукости либо при резком снижении остроты зрения. И то, при желании, с помощью эксимер-лазерных технологий можно избавиться от очков раз и навсегда.

Вопрос №4. Значит ли это, что близорукость можно вылечить с помощью операции?

При помощи тех методик, которые мы применяем, нам удается остановить близорукость в 75–80% случаев без хирургического вмешательства.

Операция – это всего лишь дополнительная мера комплексного лечения. Сама по себе она не останавливает близорукость. И хотя эта операция относится к одним из самых простых в офтальмологии, делать ее лишний раз не рекомендуется.

Вопреки сложившемуся стереотипу, операция не является альтернативой консервативному лечению и должна проводиться по медицинским показаниям. То есть при бурном росте близорукости – более одной диоптрии в год.

Помимо стабилизирующих близорукость операций, проводятся также операции, корригирующие близорукость. Они имеют исключительно эстетический аспект. Он связан с нежеланием пациента носить очки. Так как близорукость – болезнь излишне длинного глаза, лазер подгоняет фокус под его новую длину. Он выкраивает в глазу линзу наподобие той, которую пациент носит в очках. При этом сама близорукость остается прежней. Чтобы избежать постоперационных осложнений, эту процедуру необходимо проводить только через 2–3 года после стабилизации близорукости.

Вопрос №5. Как вы относитесь к контактной коррекции зрения у детей?

Лично я не рекомендовал бы корригировать близорукость с помощью контактных линз. Так как в процессе формирования зрительной системы применять фиксированные методы лечения нежелательно. Ведь назначив фиксированную оптическую силу линз, можно спровоцировать прогрессирование близорукости. В этом случае предпочтительнее очки: лечебные или комфортные.

Мы прибегаем к подобной коррекции лишь тогда, когда ребенок по каким-то причинам не переносит очки, или в тех случаях, когда у ребенка выявлена очень большая разница между глазами.

Вопрос №6. Сейчас широко рекламируются полидиафрагмальные очки. Насколько они эффективны?

Источник: http://www.medkrug.ru/article/show/detskaja_blizorukost

Лечение

И так давайте разберемся как лечить близорукость у детей? Для лечения близорукости применяются многочисленные средства и методы. Прежде всего, лечение близорукости у детей направлено не на ликвидацию или уменьшение степени миопии, а на остановку или замедление ее дальнейшего прогрессирования и профилактику ее осложнений.

Благоприятным течением для детской и подростковой близорукости считается снижение зрения со скоростью не более 0,5 диоптрии в год. Тогда ее лечат консервативными методами. Нужно носить очки или линзы, давать глазам больше отдыха, делать зрительную гимнастику, нормально высыпаться и питаться, соблюдать зрительную гигиену.

В клиниках «Эксимер KIDS» работает специальная авторская программа «Школа лечения близорукости». По итогам диагностики ребенку подбирают способ контактной коррекции и проводят лечение при помощи различных терапевтических методов. Кроме того, составляется программа индивидуальных занятий на дому, родителям объясняют, как тестировать зрение в домашних условиях. Врач следит за происходящими изменениями и, при необходимости, корректирует программу.

Для лечения близорукости работает: целый комплекс современного оборудования. И диагностика, и лечение проходят по специальным игровым программам. Применяются такие терапевтические процедуры, как: лазерная, ультразвуковая и инфракрасная лазерная терапия, лазерная стимуляция, вакуумный массаж, магнитотерапия, электростимуляция — их эффективность признана на российском и международном уровнях.

  • Процедура инфракрасной лазерной терапии

Ввоздействие на глаз инфракрасным излучением с близкого расстояния позволяет улучшить питание тканей глаза, снять спазм аккомодации, который является одной из основных причин развития близорукости. Аппарат для инфракрасной лазерной терапии обеспечивает «физиологический массаж» цилиарной мышцы, которая отвечает за нормальную аккомодацию.

  • Вакуумный массаж

    При вакуумном массаже в качестве лечебного фактора используется переменный вакуум. Данная процедура значительно улучшает гидродинамику глаза, обеспечивает увеличение кровообращения и, в результате, улучшается работа цилиарной мышцы.

  • Лазерная терапия

    Сеансы лазерной терапии применяются для улучшения пространственного зрения, функций аккомодации. Лазерное излучение подается на экран, который расположен на расстоянии 8–10 см. от глаза пациента. Лечебное действие лазерной терапии оказывается за счет наблюдения за изменениями объемов и структуры изображения, появляющихся на экране, что стимулируют работу рецепторных (нервных) клеток сетчатки.

  • Электростимуляция

    Это стимуляция дозированным электрическим током малой интенсивности. Она способствует повышению проводимости импульсов в зрительном нерве. Эта процедура абсолютно безболезненна.

  • Амблиокор

    Кроме того, в офтальмологической клинике «Эксимер KIDS» для лечения близорукости работает комплекс «Амблиокор», разработанный ведущими специалистами Института головного мозга. В основе действия прибора лежит метод видеокомпьютерного аутотренинга. Пока ребенок смотрит мультфильм, прибор с помощью датчиков снимает информацию о работе глаз, одновременно фиксируя энцефалограмму мозга. При этом изображение на экране сохраняется только во время «правильного» зрения и исчезает, как только оно перестает быть четким. Таким образом, прибор как бы заставляет мозг подсознательно сокращать периоды неконтрастного зрения. Подобный подход оптимизирует работу нейронов зрительной коры, а зрение при этом существенно улучшается.

  • Для каждого ребенка лечебная программа составляется индивидуально, с учетом его возраста, состояния здоровья и общего психоэмоционального статуса. Очень важно относиться к лечению серьезно, не пропускать обязательные осмотры и процедуры по назначениям лечащего врача. Такой подход позволяет не просто устранить проблему, а дать гарантию пациенту и его родителям, что когда ребенок вырастет, болезнь не вернется.

    Аппаратное лечение

    Аппаратные методики лечения глаз позволяют укрепить зрение и предотвратить дальнейшее развитие заболеваний без хирургических операций. Особенно важно, что такое нетравмирующее лечение может быть оказано детям.

    Близорукость (миопия) представляет серьезную социальную проблему, так как является одной из главных причин расстройств зрения у детей и подростков. Так как в происхождении близорукости именно нарушения аккомодации играют существенную роль, в современной офтальмологии особое внимание уделяется аппаратным методам лечения близорукости и ее профилактики.

    Были разработаны различные методики аппаратного лечения близорукости, среди которых лазерстимуляция цилиарной мышцы, рефлексотерапия, цветоимпульсная терапия. Кроме того, широко применяются тренировки аккомодации (например, с помощью аппарата «Ручеек»).

    Активно ведется поиск новых способов аппаратного лечения близорукости, а также изучаются техники комбинированного лечения. Так, отлично себя зарекомендовало комбинированное воздействие, сочетающее тренировку аккомодации на аккомодационной линейке и лазерстимуляцию цилиарной мышцы. Для этого метода аппаратного лечения близорукости имеются данные об увеличении запаса относительной аккомодации почти в два раза. Комбинация этих методов воздействует намного более эффективно, чем обычные методы лечения. Миопия стабилизировалась у 67% детей, получавших такое лечение.

    Цветоимпульсная терапия близорукости также признана действенным методом безмедикаментозного, аппаратного лечения близорукости. Аппарат цветоимпульсной терапии представляет собой специальные очки со встроенными излучателями, управляемыми блоком управления световыми сигналами. При использовании данного метода лечения близорукости воздействие импульсами электромагнитного излучения производится черзе глаза на центральную нервную систему. Этот вид терапии эффективен и доступен, а также совместим с другими методами лечени и профилактики близорукости.

    Цветоимпульсная терапия применима и для аппаратного лечения дальнозоркости, также как лазерная стимуляция или электростимуляция. При лечении детской гиперметропии хорошо себя показало сочетание очковой коррекции (сила очков ниже степени дальнозоркости, что стимулирует работу глаза) и различных методик аппаратного лечения дальнозоркости, как правило, включающих элементы игры.

    Как и в случае миопии, аппаратное лечение дальнозоркости назначается врачом-специалистом по результатам обследования пациента.

    Классификация детей с нарушением зрения здесь

    Причины

    Близорукость представляет собой прогрессирующее заболевание, которое является следствием удлинения глазного яблока. Научное название близорукости – миопия. При наличии близорукости ребенок начинает плохо различать дальние предметы. Это происходит от того, что лучи света, идущие от далеко расположенных предметов, сводятся в фокус не на самой сетчатке глаза, а перед ней. Офтальмологи разделяют детскую близорукость на слабую, среднюю и высокую. Высокая близорукость может достигать величины более 30 D.

    Существует несколько причин возникновения близорукости в детском возрасте:

    Упражнения и гимнастика

    Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

    1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .

    2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.

    3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.

    4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

    Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

    Упражнения «метка на стекле»

    Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.

    Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.

    Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

    Физкультура для близоруких школьников.

    Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

    Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

    Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.

    Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

    1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

    2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

    3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

    4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

    5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

    6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

    7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

    8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;

    б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;

    в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

    9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

    10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10— 15 мин.

    11. Упражнения для мышц глаз:

    а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;

    б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;

    в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

    12. Дыхательные упражнения.

    В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.

    Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.

    В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

    Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

    1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

    2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

    3. И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

    4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

    5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

    6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

    7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8— 10 раз.

    8. И. п. — упор лежа (на руки).

    Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

    9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

    10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней). 8 — 10 раз.

    11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

    12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

    Диагностика

    Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

    С помощью УЗИ глаза определяется вид близорукости у детей (рефракционная или осевая), производится измерение переднезаднего размера глаза.

    Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога, поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией, астенией, повышенной нервной возбудимостью.

    Профилактика

    Уменьшение зрительной нагрузки

    При выполнении школьных уроков обеспечьте ребенку удобное рабочее место: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, комната должна быть хорошо освещена. При чтении расстояние от глаз ребенка до книги должно быть не менее 33 см. Следите за тем, чтобы во время занятий ребенок сидел ровно, не сгибая спину и не наклоняясь к тетрадям. Научите ребенка после каждых 10-15 минут чтения или письма делать перерывы на 2-3 минуты для отдыха глаз, достаточно просто посмотреть в окно, вдаль, закрыть глаза на минуту, поморгать.

    Не разрешайте ребенку часами смотреть телевизор или просиживать за компьютером. Врачи рекомендуют ограничить время работы за компьютером до 15 минут для учеников начальных классов, детям старше 10 лет — до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами в течение 5-10 минут. Расстояние от экрана монитора до глаз должно быть не менее 50 см, монитор должен располагаться чуть выше уровня глаз.

    Телевизор дошкольникам рекомендуется смотреть не больше 40 минут в день, детям старше семи лет можно смотреть передачи от 1,5 до 3 часов в день, с перерывами в 15-20 минут через каждые полчаса. Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 2,5 метров (зависит от диагонали экрана, чем больше диагональ, тем дальше должен сидеть ребенок).

    Нельзя читать в транспорте, так как книга при движении колеблется, и глаза испытывают большую нагрузку. Не рекомендуется читать в условиях недостаточного освещения, например в темной комнате при свете одной настольной лампы. Но также не желательно чтение при слишком ярком солнечном свете, это тоже дает глазам излишнюю нагрузку.

    Питание

    При близорукости в рацион ребенка должны входить продукты, богатые витаминами А (печень, сливочное масло, сыр, яйца, различные овощи), С (цитрусовые, шиповник, многие другие овощи и фрукты), Е (растительное масло, молочные продукты, печень, яйца, овсянка, ржаной хлеб, орехи). Также для поддержания здоровья сетчатки глаза необходимы лютеин и зеаксантин (содержатся в зеленых листовых овощах, петрушке, укропе, кукурузе, фисташках).

    В питании ребенка обязательно должны присутствовать фрукты и овощи. Особенно полезны для зрения овощи и фрукты оранжевого цвета: морковь, персики, курага, облепиха, хурма, оранжевые помидоры, болгарский перец. Но каротин, содержащийся в оранжевых продуктах, не усваивается без присутствия жиров, поэтому их нужно употреблять со сметаной или растительным маслом.

    Из ягод самой полезной для зрения считается черника. В рационе должна присутствовать морская рыба, в которой содержатся жирные кислоты и полиненасыщенные жиры, также необходимые для здоровья глаз. По назначению врача можно дополнительно давать ребенку витаминно-минеральные комплексы.

    Режим дня

    Для профилактики ухудшения зрения у ребенка должен быть правильный режим дня. Ребенок обязательно должен много двигаться, проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Детям с близорукостью рекомендуются следующие виды спорта: плавание, лыжный спорт, бег, гребля, фигурное катание, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом развивают у ребенка фокусировку внутриглазной мышцы, ведь во время игры нужно все время следить за ним и остальными игроками.

    Противопоказаны такие виды спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей, мотоспорт, прыжки с трамплина, прыжки в длину и высоту (и другие виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, резким перемещением тела и сотрясением его). При выборе спортивной секции для ребенка необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Желательно чередовать периоды чтения, выполнения домашних заданий с активными играми, физическими упражнениями и прогулками. Очень важен для ребенка с проблемами со зрением полноценный сон.

    Ложная

    Ложная близорукость проявляется как нарушение функционирования глазной мышцы, в результате чего ребенок теряет способность поддерживать четкое видение предметов.

    Ложная близорукость проявляется чаще всего у детей и подростков, чему способствует большая зрительная нагрузка на близком расстоянии, действие на глаз очень яркого света, длительное пребывание за монитором компьютера, телевизора, несоблюдение правил гигиены зрения.

    Развитию ложной близорукости у детей также способствуют следующие факторы: плохая освещенность рабочего места ребенка, ослабление тонуса спинных и шейных мышц, неправильный распорядок дня, нерациональное несбалансированное питание, длительное времяпрепровождение за компьютером и телевизором, плохая физическая форма, отравление фосфорорганическими веществами (хлорофос, карбофос и другие), психологическая неуравновешенность ребенка.

    Ложная близорукость: основные проявления

    Основными проявлениями ложной близорукости являются ухудшение остроты зрения и головные боли.

    При несвоевременном и позднем выявлении спазма аккомодации, а также пренебрежении лечением он может перерасти в близорукость.

    Врожденная

    По статистическим данным, до 80% детей рождаются гиперметропами (имея хорошее зрение вдали, плохое вблизи). Такое состояние зрительной системы обусловлено короткой переднезадней осью глазного яблока новорожденного (16–18 мм). В дальнейшем, по мере роста и самого ребенка и глазного яблока, гиперметропия постепенно уменьшается и у некоторых детей переходит в миопию.

    При близорукости (миопии) изображение предметов фокусируется не на сетчатке, что необходимо для четкого зрения, а перед ней. Часто врожденная миопия обусловлена недоношенностью или вызвана патологическими процессами. Также в группу риска попадают дети близоруких родителей (наследственный фактор). Родителям близоруких детей необходимо помнить, что малышам с таким серьезным глазным заболеванием необходимо постоянно наблюдаться у врача-офтальмолога и проходить курс лечебных и профилактических процедур.

    Специальные аппаратные методики, применяемые сегодня в офтальмологических центрах и клиниках, позволяют снять напряжение с глазных мышц, активизировать кровообращение и питание всех структур глаза и центральных отделов зрительного анализатора, повысить зрительную работоспособность, компенсировать зрительную усталость.

    Важно, чтобы оптическая коррекция (очки или специальные контактные линзы) была назначена в самом раннем возрасте, так как при отсутствии необходимых «компенсаторов» плохого зрения у ребенка может развиться рефракционная амблиопия или содружественное косоглазие.

    Источник: http://proglaziki.ru/bolezni/miopiya/blizorukost-u-detej.html