Запас близорукости

Близорукость (миопия)

Анатомические аспекты близорукости

При рождении глаза Вашего ребенка сформированы и готовы рассматривать окружающий мир. Но есть одна особенность строения глазного яблока у новорожденного, касающаяся соответствия между размером глаза и силой его оптического аппарата. Если измерить ультразвуком размер глаза у новорожденного ребенка, то его диаметр равен около 16,2 мм (у взрослого человека размер глаза составляет 24 мм). Это и понятно, ведь глазу, как и любому другому органу ребенка предстоит расти.

Но в то же время на первом году жизни преломляющая сила оптического аппарата глаза (рефракция) не соотвествует размеру глазного яблока. При нормальном развитии она относительно слабая и это называется дальнозоркостью. т.е. рефракция с «+».

При дальнозоркости изображение не фокусируется прямо на сетчатке, а сам фокус находится как бы за глазом. Такое взаимотношение между размером глазного яблока и оптической системой создано природой не просто так. Этот «запас» дальнозоркости, обычно он составляет 2-4 диоптрии, постепенно расходуется по мере роста глаза ребенка. Обычно к 7-10 годам глазное яблоко достигает своего полноценного размера, как было уже сказано 24 мм. При этом фокус изображения перемещается прямо на сетчатку и, таким образом, достигается полное соответствие между размером глаза и его преломляющей силой оптического аппарата. Такое состояние называют эметропией, т.е. нулевой рефракции — ни «+» и не «-«.

Если же размер глаза по каким — либо причинам продолжает увеличиваться, то фокус изображения будет находится перед сетчаткой и сила оптического аппарата становится сильнее, чем это нужно. Такое состояние и называется миопией или близорукостью. Рефракция при этом имеет знак «-«.

Описанные варианты анатомического состояния глаза и его оптического аппарата изображены на схеме1.

К чему приводит такое состояние как при 3 варианте или при близорукости?

Как уже упоминалось, фокус изображения находится перед сетчаткой. Это приводит к тому, что изображение удаленных предметов получается расплывчатым, зато изображение близких — четким.

Таким образом, получается, что близорукий человек плохо видит вдаль и хорошо вблизи.

Виды близорукости и причины их возникновения

Различают несколько видов близорукости.

Первый связан с различными наследственными или врожденными нарушениями. При таком состоянии близорукость является по своей сущности заболеванием и может привести к серьезным последствиям.

Врожденная близорукость вывляется обычно на первом году жизни и требует длительного диспансерного наблюдения у офтальмолога.

Наследственная близорукость может проявляться в более старшем возрасте, имеет прогрессирующий характер и так же требует диспансерного наблюдения офтальмолога. Но есть еще один вид близорукости, который в меньшей степени связан с патологическим состоянием глаза и не является по своей сущности заболеванием.

С чем это связано?

На сегодняшний день почти каждый третий житель нашей планеты имеет близорукость. Почти 30% учащихся в развитых странах (в том числе и в России) плохо видят вдаль и хорошо вблизи, т.е. обладают близорукостью. И связано это с нашим современным образом жизни. Возрастающие с каждым годом ненормированные зрителные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, а так же чрезмерное увлечение просмотром телевизора и компьютерные игры — все это рано или поздно приводит к перегрузке специальных мышц внутри глаза и к их спазму.

При этом появляются первые признаки близорукости.

— постепенно зрение вдаль начинает ухудшаться;

— при рассматривании отдаленных предметов ребенок часто «щурится»;

— могут появится жалобы на дискомфорт, быстрое утомление, рези в глазах, зуд и даже головную боль.

Все это признаки развивающейся «ложной» близорукости» или так называемого спазма аккомодации. Такое состояние обратимое, так как не связано пока с размером глазного яблока, и если вовремя принять меры, то можно избежать появление уже истинной близорукости, при которой, как уже упоминалось, размер глаза превышает норму.

Что делать, чтобы избежать возникновения близорукости?

В первую очередь общее укрепление организма, физическая активность и рациональное питание. Проще говоря ребенок не должен часами просиживать за письменным столом или за экраном телевизора и компьютера, а вести здоровый образ жизни.

И во-вторых: соблюдение требований гигиены зрения и по возможности ограничение зрительной работы на близком расстоянии. Эти требования очень просты и сводятся в основном к правильно организованному рабочему месту и правильной осанки при зрительной работе. Все знают, что рабочее место (стол) должно быть хорошо освещено. Свет от настольной лампы должен падать слева (если ребенок правша). Высота стола и

стула должны быть оптимально подобраны. Но это не главное. Обратите внимание на фото, приведенные ниже

Как Вы уже догадались, уважаемые родители, главное — правильная осанка и поза ребенка за письменным столом. Очень часто дети принимают именно такую позу, которая отражена на левом фото. При этом нагрузка на зрительный аппарат значительно возрастает и способствует появлению «ложной» близорукости. Приучите ребенка к правильной позе: спина прямая, расстояние от поверхности стола до глаза — 30-40 см. Ребенок не должен «наваливаться» на стол всем телом, а сидеть так, чтобы не касаться даже его края. Нельзя разрешать ребенку читать лежа или в какой-либо другой позе.

Нежелательно читать в транспорте. Теперь несколько слов о времени зрительной работы.

Многих родителей мучает вопрос: «Сколько же можно смотреть ребенку телевизор или играть в компьютер?»

Честно говоря, четких норм не существует. Можно только точно сказать, что как в просмотре телевизора, так и при игре в компьютер необходимо делать перерывы — каждые 30-40 минут по 10-15 минут. Особенно это касается игры на компьютере. Что же касается зрительной нагрузки при чтении или письме, то следует придерживаться правилам, установленными в школе (длительность урока 40-45 минут, длительность премены или отдыха 10-15 минут).

Если у ребенка выявлена близорукость?

В первую очередь не надо поддаваться панике что ребенок слепнет прямо у вас на глазах. Небольшая близорукость (2-3 диоптрии) — это не трагедия. Учитывая современные повышенные зрительные нагрузки — это приспособление организма к таким нагрузкам. Близорукому глазу гораздо легче работать вблизи, чем какому-либо другому. Главное в этой ситуации — остановить или замедлить прогрессирование близорукости и предотвратить развитие осложнений.

Не смотря на то, что приобретенная близорукость является компенсаторной перестройкой глазного яблока, она склонна к прогрессированию. Причиной для этого служат несколько факторов. В первую очередь, рост организма ребенка в целом. Растет ребенок, значит должен расти и глаз. А глаз уже компенсаторно увеличился в размере из-за повышенных зрительных нагрузок. Другой фактор, уже наследственный, качество соединительной ткани в организме. Если соединительная ткань (еще ее называют коллаген) не совсем прочная, то глазное яблоко может постепенно растягиваться, т.е. увеличиваться в размере и таким образом увеличивается и степень близорукости.

Профилактика прогрессирования близорукости включает в себя комплекс мероприятий:

1. Общее укрепление физического и функционального состояния организма Об этих мероприятиях мы уже упоминали, не будем повторяться. Просто еще раз напомним, что этот момент имеет большое значение. Занимается ли ребенок спортом, совершает ли ежедневные прогулки, рационально ли питается? Все эти вопросы возникают при любом расстройстве здоровья, в том числе и при близорукости.

2.Тренировки (цилиарной) внутриглазной мышцы Это целый ряд различных тренировок, разработанных для укрепления внутриглазной (цилиарной) мышцы. Проводятся они под руководством врача. Но самое главное упражнение, придуманное уже много лет назад и неутратившее свою силу, «метка на стекле».

Упражнение «метка на стекле»

Ребенок становится перед оконным стеклом и держит перед собой на расстоянии 30-40 см любой предмет (ручка, карандаш, даже просто свой палец). Первоначально взгляд направляется сквозь оконное стекло на любой предмет вдали, лучше неподвижный (машина, дом, дерево, вывеска). Выбранный предмет фиксируется несколько секунд, а затем взгляд резко переводится на близкий предмет в руке ребенка. Этот близкий предмет так же несколько секунд фиксируется взглядом, а потом зрительная фиксация переносится обратно на далекий предмет. Таким образом, ребенок фокусирует взгляд то на далеком, то на близком предмете. Это упражнение рекомендуется выполнять по 7-10 минут несколько раз в день.

3. Медикаментозное устранение спазма внутриглазной мышцы (спазма аккомодации)

В дополнение к перечисленным методам широко используется медикаментозное устранение спазма внутриглазной мышцы, возникающего в ответ на повышенные зрительные нагрузки. Это достигается путем закапывания в глаз специальных капель. Обычно используется Атропин в возрастной дозировке. Капли закапываются в течение 7-10 дней для достижения необходимого эффекта. Назначает закапывания капель только врач. Он выписывает рецепт на капли, определяет сроки закапывания и наблюдает за процессом лечения. Самостоятельно применять капли не рекомендуется.

4. Лечение сопутствующих функциональных нарушений

Довольно часто косвенным образом на прогрессирование близорукости могут повлиять различные функциональные расстройства в организие ребенка. В основном это касается нарушений кровообращения в шейном отделе позвоночника, которые могут быть связаны с неправильной осанкой, спазмом кровеносных сосудов, а так же и с психо-эмоциональном состоянии ребенка. Поэтому для выявления этих сопутствующих нарушений, рекомендуется пройти ряд исследований: допплеровское исследование сосудов шейного отдела позвоночника, рентген этого же отдела, консультация невропатолога. В зависимости от полученных данных назначается и дополнительные лечебные процедуры: физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, массаж.

Хирургическое лечение прогрессирующей близорукости

Показанием для хирургического лечения прогрессирующей близорукости являются следующие показатели:

— увеличение степени близорукости на 1 диоптрию и больше за год в течение нескольких лет (оценивать прирост следует только после длительного закапывания атропина);

— увеличение глазного яблока в диаметре по данным УЗИ (это более объективный метод оценки).

УЗИ глазного яблока — безболезненная и безопасная процедура. Позволяет достаточно точно измерить размер глаза и документально это засвидетельствовать. На снимке приведен пример ультразвукового исследования.

Итак, у Вашего ребенка подтверждено прогрессирование близорукости. В этом случае предлагается хирургическое лечение, цель которого остановить или замедлить рост близорукости. Это достигается путем укрепления заднего отдела глазного яблока с помощью специального материала — «Аллопланта».

Операция называется склеропластика. Первым этапом она выполняется на одном глазном яблоке, а через 3-4 месяца на другом.

Эту операцию успешно проводят в нашей клинике.

А теперь, самое главное. Чем же опасна близорукость?

Большинство родителей пугает тот факт, что ребенок плохо видит вдаль, носит очки, что у него «уже -2 или больше «. Поверьте, уважаемые родители — не это главное. Сама по себе близорукость не проблема. Самое главное при близорукости — это развитие осложнений. В некоторых случаях увеличенный в размере глаз приводит к развитию дистрофии сетчатки.

Дистрофия — это участки ослабленной и истонченной сетчатки, которые рано или поздно могут привести к более грозному осложнению — отслойке сетчатки. Это уже серьезная проблема и может сопровождаться значительной потерей зрения. Поэтому, ребенку с близорукостью необходмо каждые 6 месяцев обследовать глазное дно.

Осмотр должен проводиться при широком зрачке. При выявлении дистрофии показано проведение другого вида хирургического лечения: барьерной лазерной коагуляции. Операция направлена на блокирование участков дистрофии и предотвращения отслойки сетчатки. Если же отслойка сетчатки все же случилась, то применяют другие виды хирургического лечения (см. раздел хирургическое лечение )

Рекомендации по ношению очков и контактных линз.

1. При начальной стадии близорукости очки для дали следует назначать как можно позже.

2. Если у ребенка уже есть очки, то пользоваться ими он должен только для дали.

3. Постоянно носить очки не рекомендуется.

4. Пользоваться контактными линзами желательно только тогда, когда установлено, что близорукость больше не прогрессирует.

5. Полная коррекция как в очках, так и в линзах нецелесообразна.

Уважаемые родители!

Ответить на все Ваши вопросы в этой краткой статье конечно же невозможно.

Но за помощью Вы можете обратиться в нашу клинику.

Информацию по поводу консультации и госпитализации, а также стоимость оперативного лечения и расходных материалов Вы можете узнать в соответствующих разделах.

Источник: http://www.babyglazky.ru/miopija.htm

Маленький запас по дальнозоркости

Маленький запас по дальнозоркости

Добрый день. Подскажите пожалуйста: на основе выложенных результатов доктор сказал что у нашей доченьки (1 год и 2,5 месяца) очень маленький запас по дальнозоркости. (должен быть +3D)

Насколько это корректно?

Спасибо огромное за ответ, но:

По результатам продолжительных поисков в интернете (в том числе и на форумах) я нашел следующее:

1)Максимальное значение запаса по дальнозоркости которое сообщали доктора мамам маленьких пациентов = +2D — +4D (для новорожденных). Обычно пишут что +1D — +2D это нормальный запас, а маленький запас = < +1D. Вот и вопрос-маленький запас — это сколько?. Где взять это значение? Ведь должна быть какая-то научно признанная количественная характеристика этого маленького запаса. А то на данный момент разные доктора (судя по отзывам на форумах) сообщают разные данные. Более того при запасе +3D некоторым назначают очки, а нам сказали что +3D это хорошо.

По представленным результатам имеем:

ODsph + Dcyl = +1.25 + 0.5 = +1.75D и

OSsph + Dcyl = +1.75 + 0.75 =+2.5D.

Вроде как далеко за +1D.

2) гиперметропия слабой степени это дальнозоркость более +3D. Тогда вопрос почему доктор говорит нам о маленьком запасе дальнозоркости, а в заключении пишет о том что он больше +3D??

3) диагноз гиперметропический астигматизм слабой степени вроде как ставится при показаниях по cyl > +1D. У нас в результатах вроде меньше. Тоже непонятно.

Не первый раз сталкиваемся с тем что при консультациях доктора говорят что все хорошо, а в заключениях мы потом находим большие записи с огромным количеством непонятных слов. Из-за этого мама (она же жена) начинает нервничать и как результат это передается ребенку.

Имхо: надо лечить — давайте лечить, не надо — не надо тогда ничего писать.

Источник: http://forum.vseoglazah.ru/showthread.php?t=5691

Резерв (запас) аккомодации

Резерв аккомодации — это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи. Для чего нам надо об этом знать? Дело в том, что глаза могут долго без напряжения работать только в том случае, когда запас аккомодации в два раза больше затраченной части. С помощью определенных упражнений, описанных в этой статье, запас аккомодации можно натренировать.

В статье «Аккомодация по гельмгольцу» мы познакомились с понятиями «Положительная и отрицательная части относительной аккомодации».

Повторю:

Относительную аккомодацию принято всегда характеризовать объемом. И измеряют ее в диоптриях — с помощью пробных линз из набора. В относительной аккомодации выделяют две части: положительную и отрицательную.

Отрицательная часть — эта та аккомодация, которую мы затратили, чтобы четко увидеть какой-либо предмет, ее мы определяем методом нейтрализации положительными стеклами: смотрим на какой-нибудь предмет и приставляем к глазам положительные стекла, усиливая их до тех пор, пока предмет не начнет расплываться. Сила стекол, при которых предмет еще виден четко, покажет объем затраченной аккомодации.

Положительная часть — это запас аккомодации, то есть та величина, на которую ресничная мышца еще способна сократиться, другими словами, резерв. Определяют ее аналогично отрицательной части, только приставляют к глазам отрицательные линзы.

Резерв аккомодации — это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи.

Для чего нам надо об этом знать?

Дело в том, что глаза могут долго без напряжения работать только в том случае, когда запас аккомодации в два раза больше затраченной части. Это значит, что при напряженной аккомодации в резерве должно оставаться в два раза больше, чем мы напрягли, чтобы глаза не уставали. Вот это, на мой взгляд, самое главное в оптометрии. Пример: скажем, Вы можете оторвать от пола груз весом в 40 кг, а пронести хотя бы метр Вы его сможете? А 10 кг Вы сможете носить полдня без каких-либо особых проблем. Так и с аккомодацией. Чтобы долго читать или сидеть перед компьютером без проблем, запас аккомодации (резерв) должен быть в два раза больше, чем затраченная часть. Этот запас бывает максимальным в 15 лет — 5 диоптрий, дальше он постепенно снижается.

Давайте немного посчитаем. Обычно ближайшая точка ясного зрения у эмметропа — где-то 10 см перед глазом. Следовательно, полый объем относительной аккомодации — 10,0 Д. Если держать книгу на расстоянии 30 см, затрачивается 3,5 Д (я округляю), в резерве 6,5 Д. Соотношение 1:2 сохранено, читать можно сколько угодно долго. Вот поэтому рекомендуется держать книгу не ближе 30 см к глазам. Ближе — уже напряг. Кстати, доказано, что близорукость у первоклашек начинается с низкого наклона головы. Опубликована статья Аветисова Э.С. с соавт. в которой с математическими выкладками доказано, что есть группа детей, которым комфортнее работать, низко наклонившись над столом (что называется, "носом"), несмотря на перенапряжение аккомодации. Поэтому у них развивается близорукость. И ругать таких детей бесполезно, они сами не замечают, как голова опускается. Могу поделиться опытом: я учу детей подпирать голову рукой. Все учителя учат детей одной ладошкой придерживать тетрадь, а другой писать, и ругают их когда они голову подпирают. А я учу с точностью до наоборот. Локоть ставим на тетрадь, чтобы ее придерживать, ладошку под подбородок, другой рукой пишем. В итоге ребенок не может опустить голову — локоть удерживает, перенапряжения аккомодации нет.

Запас аккомодации всегда надо учитывать, когда мы подбираем очки. А теперь вопрос: как часто окулисты это делают? Правильно! Вот почему близорукость прогрессирует, вот почему очки не подходят, вот почему без очков видно плохо, а в очках начинает болеть голова.

В идеале каждому ребенку перед школой нужно определять запас аккомодации, и если он ниже нормы — дать слабые очки для чтения одновременно с тренировкой ресничной мышцы.

Когда я начала проверять запас аккомодации первоклашкам — я была удивлена, как много среди них с нулевым запасом. Только представьте себе — резерва нет вообще, ресничная мышца работает с полной выкладкой, как если бы заставили штангу с собой таскать. Отсюда и близорукость начинается. А сейчас еще компьютер проблем добавляет, поэтому какой-то всплеск близорукости у школьников.

Когда подбираем очки близоруким, надо обязательно в очках для дали определить запас аккомодации. Если он ниже нормы — человек в этих очках не сможет работать на близком расстоянии, пойдет перегрузка ресничной мышцы. Результат – прогрессирование близорукости.

При скрытой дальнозоркости, когда есть привычный тонус аккомодации, удерживающий фокус на сетчатке при взгляде вдаль, надо без очков определить запас аккомодации, чтобы убедиться, что очки для чтения не нужны, иначе гарантированы головные боли, тяжесть в глазах и надбровных дугах, расплывание текста.

Кстати, на практике я отрицательную часть аккомодации определяют редко. В основном ориентируюсь на возрастную норму запаса аккомодации. В 7 лет запас аккомодации должен быть не меньше 3 Д, в 11 лет — не меньше 4 Д, в 15 лет — 5 Д. Это максимум, дальше где-то с 18-20 лет запас аккомодации начинает постепенно снижаться за счет потери эластичности хрусталика, но это уже другая история.

И в заключение — закономерный вопрос: можно ли увеличить запас аккомодации? Ответ категорически утвердительный — можно! И нужно! Делается это элементарно: ежедневными упражнениями. При ежедневных тренировках запас аккомодации за 2 месяца можно нарастить до 6-7 Д, у моих пациентов я это наблюдала. Если у моего близорукого пациента в очках запас аккомодации не меньше 5 Д, я выписываю ему очки в карман: хочешь — носи, не хочешь — не носи, но только будь добр ежедневно утром и вечером в очках делать упражнения! Близорукость в таких случаях не прогрессирует — проверено!

Моя методика упражнений: находим комнату или коридор не меньше 5 м длиной, вешаем на торцевую стену какой-нибудь ориентир (часы, картину, ставим скульптуру – все равно, лишь бы глазу было за что зацепиться), садимся у противоположной стены и берем в руки книгу. Теперь читаем 2-3 слова, смотрим на противоположную стену, опять читаем, опять на стену — 5 минут утром и вечером. Необходимое условие — упражнения делать в очках для дали. Детей надо обязательно заставлять читать вслух, только так можно проконтролировать, что они действительно фокусируются на тексте. Дети очень умный народ, когда разрешаешь им читать про себя, они перестают напрягать ресничную мышцу, а потом родители удивляются, почему толку от тренировок нет.

Моим детям назначали в свое время аналогичные упражнения с меткой на стекле (смотрим на метку — за стекло — на метку). Это общепринятая методика, разработанная в отделе охраны зрения института им. Гельмгольца. В таком варианте я организовать упражнения не смогла: утром некогда, все бегом, еле успеваешь накормить их; в обед без меня они эти упражнения не делали; а когда я приходила с работы, за окном уже темно — нет ориентиров. Так что моя методика выстрадана. Пока я сообразила, что можно тренироваться в комнатных условиях — у старшей близорукость выросла на 1 Д. Зато потом запас вырос до 7 Д, я перестала контролировать, носит ли она очки и до конца школы у нас эта 1 Д сохранилась!

Старшим детям-пациентам я даже разрешаю не выделять фиксированное время для тренировок. Эти тренировки можно делать в течение дня, когда появляется свободное время. Например, едешь в маршрутке — сядь у окна и тренируйся (на стекло — за стекло); разговариваешь с подругой — незаметно тренируйся (на ее лицо — за ее лицо), ждешь автобус — тренируйся (на свою руку — вдаль, поискал номер автобуса) и т.д. Такие постоянные тренировки, когда вспомнишь, дают больше эффекта, чем два раза в день по пять минут.

И еще я заметила: у близоруких даже когда достигнут хороший запас аккомодации, если прекратить тренировки — он неизбежно снижается. Тренироваться приходится каждый день! Но зато близорукость не прогрессирует.

Смотрите также:

  • Аккомодация по Гельмгольцу — что такое аккомодация, анатомия, физиология,механизм аккомодации по Гельмгольцу
  • Об остроте зрения в очках и без очков — от чего зависит острота зрения в очках и без очков, мифы и ошибки, адаптация глаз к отсутствию очков, от чего зависит острота зрения, нужно ли носить очки или нет
  • Что видно сквозь разбитые очки или как сохранить зрение, не впадая в крайность? — распространенность заболеваний глаз в прошлом и сегодня, есть ли польза в гимнастике для глаз, мнение врача о системах Бейтса, Норбекова и других
  • Оптометрия. все статьи

Источник: http://www.medicinform.net/visio/vis_opt10.htm

Зрительное утомление и ложная близорукость

В ответ на непосильную зрительную нагрузку глаза могут ответить двояко: либо ухудшается зрение вблизи (астенопия), либо ухудшается зрение вдаль (ложная близорукость). Как отличить ложную близорукость от истинной? Может ли ложная близорукость перейти в истинную и будет ли она прогрессировать? И самое главное — как с этим бороться? Ответы на эти вопросы Вы найдете в этой статье.

Давайте вспомним механизм аккомодации по Гельмгольцу. В ответ на расфокусировку изображения на сетчатке нервный импульс с командой о сокращении бежит по парасимпатической части глазодвигательного нерва к ресничной мышце; мышца сокращается; ресничные связки расслабляются; натяжение капсулы хрусталика уменьшается; хрусталик в силу своей эластичности становится более выпуклым, следовательно, преломляет сильнее.

То есть, мы имеем цепочку: нерв — мышца — хрусталик. В этой цепочке разрыв может произойти в любом звене.

Нарушения, возникающие в результате сбоя в среднем звене этой цепочки – ресничной мышце – могут быть двух видов: астенопия и спазм аккомодации.

Обратимся к моему любимому методу аналогий. Приходилось ли Вам тащить домой непосильную тяжесть, от которой буквально отваливаются руки? Если нет — я Вас поздравляю и желаю, чтобы и дальше не пришлось. А мне, пока здоровье позволяло, приходилось продукты с рынка тащить. Ситуация знакома многим хозяйкам: наберешь того, другого, третьего, все понемногу, по 2-3 кг. В итоге — груз килограммов на 25, и тащи его через «не могу». При этом, если ноша совершенно непосильная, сумки падают на пол — рука разжимается, и ничего с этим сделать нельзя. Бежишь несколько метров, пока руки еще держат, а потом сумки-авоськи сами выскальзывают из рук. А если груз велик, но по силам — ситуация другая. Сумки домой принесли, на пол на кухне положили — а кисти рук остались скрюченные, пальцы не разжимаются, как будто их судорогой свело. И приходится каждый пальчик отдельно распрямлять другой рукой. Знакомо?

С ресничной мышцей то же самое. Если она расслабляется сама собой, вообще груз не тянет — это астенопия. Если она груз несет, но при прекращении нагрузки не способна расслабиться, остается в зажатом состоянии — спазм. При одинаковой причине возникновения (непосильная нагрузка на слабую ресничную мышцу) проявления у астенопии и у спазма аккомодации совершенно разные. Разберем их на примере школьника или студента.

Астенопия (в переводе с латинского — зрительное утомление). Жалобы на невозможность работать на близком расстоянии. «С доски все хорошо вижу, а читать и писать не могу». Самая характерная жалоба: «Только увижу строчку в книге — и все расплывается».Это значит, что ресничная мышца сокращается, но не выдерживает нагрузку — сразу расслабляется. А начинается астенопия с легкой расфокусировки текста, которую легко преодолеть усилием воли. Затем появляется сонливость, когда студент или школьник засыпает над книгой. Так «сообразительная» ресничная мышца пытается избавиться от нагрузки: если хозяин заснул — работать не надо. Если и это преодолевать — появляются головные боли, в основном в лобной области, могут присоединиться боли в затылке, дальше — тошнота вплоть до рвоты. И, наконец, крайняя степень астенопии — полная невозможность работать на близком расстоянии, текст расплывается, «ничего не вижу».

Спазм аккомодации. Жалобы на ухудшение зрения вдаль. Вблизи работа не страдает, все в порядке. Но когда ученик поднимает голову от тетради и смотрит на доску — ничего не видит. Ресничная мышца спазмируется, она не может расслабиться при переводе взгляда на отдаленные предметы. Значит, при взгляде вдаль хрусталик продолжает оставаться утолщенным, лучи преломляются сильнее, чем надо для дали. А преломление сильнее, чем надо — это близорукость. Поэтому спазм аккомодации по-другому называют «ложная близорукость». Отрицательные линзы улучшат зрение вдаль. Но ситуацию они не улучшат. Оптики и неграмотные окулисты в таких случаях предлагают отрицательные очки только для дали, а читать предлагают продолжать без очков. Что при этом мы имеем? Нагрузка на ресничную мышцу остается непосильной, мышца остается спазмированной, да еще появляется дополнительная «прелесть»: ни один школьник и ни один студент не может снимать очки, когда пишет, а потом одевать, чтобы взглянуть на доску; значит, они писать начинают тоже в очках, а это еще дополнительная нагрузка на ресничную мышцу — надо преодолевать еще и рассеивающее стекло, следовательно усилий должно быть еще больше. Вот это именно тот случай, когда очки ухудшают ситуацию и окончательно портят зрение.

Мало этого, чтобы уменьшить нагрузку на ресничную мышцу, компенсаторно начинает расти глазное яблоко. Чтобы усилить рефракцию на 3,0 Д, надо увеличить переднезаднюю ось глаза всего на 1 мм. То есть склера получает команду слегка растянуться, сетчатка, выстилающая глаз изнутри, в заднем полюсе отодвигается назад, фокусироваться надо уже меньше, нагрузка на ресничную мышцу снижается. НО! О, ужас: ложная близорукость переходит в истинную! И глаз растет до тех пор, пока не появится близорукость в 3-3,5 Д. Это так называемая интеллигентная близорукость или близорукость читающих людей. Почему? Дело в том, что дальнейшая точка ясного зрения при близорукости в 3,0 Д находится на расстоянии 30 см от глаза. То есть, читать можно сколько угодно долго, совершенно не напрягая ресничную мышцу! Правда расплачиваться приходится ухудшением зрения вдаль. Фактически, когда ребенок вблизь смотрит гораздо больше, чем вдаль, глаз перестраивается и приспосабливается к работе на близком расстоянии, отодвигая все остальное на второй план.

Однако у части детей происходит щелчок в каких-то командных структурах организма, и глаз включается в группу растущих органов — наряду с костями, мышцами и тому подобным. А организм наш растет в среднем до 25 лет. И глаз растет до 25 лет. И близорукость растет до 25 лет — сколько успеет вырасти: и -5,0 Д, и -15,0 Д, и — 25,0 Д, кому как повезет. Это и называется прогрессирующая близорукость с медленным или быстрым типом прогрессирования. После 28 лет близорукость практически уже не прогрессирует, хотя нет правил без исключений — это мы всегда помним.

Что же надо в таких случаях делать? Сначала надо ликвидировать спазм аккомодации, то есть расслабить ресничную мышцу. Легче и надежнее всего это делается с помощью атропина, который блокирует передачу нервного импульса к ресничной мышце, то есть, вызывает ее медикаментозный паралич. В отсутствие нервного импульса ресничная мышца потихоньку расслабляется. Мы это регистрируем специальными методами. Когда мышца полностью расслаблена, то есть спазм аккомодации устранен, исследуем работоспособность этой мышцы (запас аккомодации) и наращиваем ее силу. Это традиционно делается мезатоном и упражнениями, я добавляю аппаратное лечение. В каждом конкретном случае программа работы с ребенком строится по индивидуальной схеме: в зависимости от скорости ликвидации спазма, от выявленной с помощью атропина клинической рефракции и от запаса аккомодации. Наблюдение каждые три месяца, пока не доведу запас аккомодации до возрастной нормы, потом раз в год по окончании учебного года — пока не закончится учеба. Это мой способ лечения спазма аккомодации или ложной близорукости.

А теперь подумайте, какой вред наносится глазам, если подбирать очки без атропинизации. Мы тем самым ускоряем переход ложной близорукости в истинную. А тогда близорукость становится уже неустранимой, уменьшить ее никакими способами не удастся. Вот почему до 28 лет подбирать очки можно только с применением атропинизации. У меня на это уходит в среднем около 3 недель. Мое личное мнение: появившиеся в последнее время методики экспресс-расслабления ресничной мышцы, когда очки подбирают за один день, не дают возможности точно подобрать коррекцию. В оптиках и в платных клиниках эти методики применяют, чтобы не потерять пациента, а в гос. Учреждениях — чтобы не создавать проблем приезжим пациентам. Просто так удобно всем — и врачам, и пациентам. Но всегда остается риск ошибиться и навредить глазам.

Надеюсь, теперь Вам понятно, откуда берутся эти мифы о вреде очков — они вредят, когда неправильно подобраны.

А всеми новомодными способами уменьшения близорукости можно уменьшить только ложную близорукость, которую я атропином убираю гораздо быстрее и надежнее. Истинную близорукость ни по Бейтсу, ни по Норбекову, ни по другим методикам устранить нельзя.

Источник: http://www.medicinform.net/visio/vis_opt13.htm

Близорукость у детей

Близорукость у детей

Близорукость у детей (миопия) – одно из наиболее распространенных заболеваний зрительной системы в детской офтальмологии. К 15-16 годам близорукость обнаруживается у 25-30% детей. Близорукость у ребенка чаще выявляется в возрасте 9-12 лет, а в подростковом периоде происходит ее усиление. При близорукости параллельные лучи света, идущие от далеких предметов, фокусируются не на сетчатке, а перед ней, что приводит к нечеткости, смазанности, расплывчатости изображения.

Около 80-90% доношенных младенцев рождаются гиперметропами с «запасом дальнозоркости» +3,0+3,5 D. Это объясняется коротким переднезадним размером глазного яблока у новорожденного (17–18 мм). По мере роста ребенка происходит рост, а вместе с этим – изменение преломляющей силы глаза. Постепенно гиперметропия становится меньше, приближаясь к нормальной (эмметропической) рефракции, а во многих случаях (при недостаточном «запасе дальнозоркости» +2,5 и менее D) она переходит в миопию – близорукость у детей.

Причины близорукости у детей

Близорукость у детей может быть наследственной, врожденной и приобретенной. Предрасположенность к близорукости выше у тех детей, чьи родители (один или оба) также имеют миопию. В этом случае говорят о наследственной близорукости у детей.

Предпосылкой врожденной близорукости у детей служит слабость склеры и ее повышенная растяжимость, что приводит к неуклонному прогрессированию миопии. Кроме этого, данная форма близорукости часто встречается у недоношенных детей. а также детей, страдающих врожденной патологией роговицы или хрусталика, врожденной глаукомой. синдромом Дауна. синдромом Марфана и др. Врожденная близорукость обычно выявляется у детей первого года жизни.

Приобретенная близорукость у детей возникает и прогрессирует в школьные годы в связи с возросшей зрительной нагрузкой, ранним обучением письму и чтению, несоблюдением гигиены зрения, бесконтрольным использованием компьютера или просмотром телевизора, недостатком микроэлементов и витаминов в пище, быстрым ростом ребенка. Способствовать развитию близорукости у детей могут родовые травмы позвоночника, рахит. инфекции (тонзиллит. гайморит. туберкулез. корь. дифтерия. скарлатина. инфекционный гепатит ) и сопутствующие заболевания (аденоиды. сахарный диабет и др.), нарушения опорно-двигательной системы (сколиоз. плоскостопие ).

Классификация близорукости у детей

С учетом характера развития миопии различают физиологическую, лентикулярную (хрусталиковую) и патологическую близорукость у детей.

Физиологическую близорукость обусловливает усиленный рост глаза, наблюдающийся у детей. Степень физиологической миопии увеличивается до момента окончания роста глазного яблока и в дальнейшем не прогрессирует. Такой вид близорукости у детей относят к стационарной: она не приводит к значительному ухудшению зрения и инвалидности.

При лентикулярной близорукости у детей имеет место чрезмерное увеличение преломляющей силы хрусталика при изменениях его ядра. Хрусталиковая близорукость часто встречается у детей с врожденной центральной катарактой и сахарным диабетом, а также при поражении хрусталика вследствие приема некоторых медикаментов.

Патологическая близорукость у детей (миопическая болезнь) развивается при чрезмерном росте глазного яблока в длину и характеризуется прогрессирующим снижением остроты зрения до нескольких диоптрий в год. Такая форма близорукости у детей протекает наиболее злокачественно и часто приводит к инвалидности по зрению.

По непосредственным механизмам возникновения близорукость у детей может быть осевой (в случае увеличения переднезаднего размера глаза >25 мм и нормальной рефракции), рефракционной (при увеличении преломляющей силы и нормальной переднезадней длине глаза) и смешанной (при сочетании обоих механизмов).

По силе выраженности различают близорукость у детей слабой (до -3,0 D), средней (до -6,0 D) и высокой степени (свыше -6,0 D).

Симптомы близорукости у детей

Врожденную близорукость у ребенка раннего возраста можно выявить только при плановом осмотре детского офтальмолога .

У более старших детей о наличии близорукости позволяет задуматься привычка щурить глаза, морщить лоб, часто моргать, подносить игрушки близко к глазам, низко наклонять голову при рисовании или чтении. При этом близко расположенные предметы ребенок видит хорошо, а удаленные — хуже. Типичны жалобы детей на дискомфорт и резь в глазах, быстрое зрительное утомление, головную боль.

При своевременно не скорригированной близорукости у детей нарушается бинокулярное зрение, развивается расходящееся косоглазие и амблиопия. Наиболее серьезными осложнениями прогрессирующей миопии служат отслойка стекловидного тела. изменения сетчатки, приводящие к кровоизлияниям и ее отслойке .

От истинной миопии у детей следует отличать ложную близорукость (или спазм аккомодации ), обусловленную нарушением функционирования глазных мышц и сопровождающуюся утратой возможности поддержания четкого видения предметов. Такое состояние потенциально обратимо, однако если своевременно не принять надлежащие меры, спазм аккомодации у детей перерастет в истинную близорукость.

Диагностика близорукости у детей

При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

С помощью УЗИ глаза определяется вид близорукости у детей (рефракционная или осевая), производится измерение переднезаднего размера глаза.

Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога. поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией. астенией. повышенной нервной возбудимостью.

Лечение близорукости у детей

Тактика лечения близорукости у детей определяется ее степенью, прогрессированием и наличием осложнений. При увеличении близорукости не более чем на 0,5 D в год, возможна выжидательная тактика. В остальных случаях для лечения близорукости у детей применяется комплекс методов (физиотерапевтических, оптических, аппаратных, медикаментозных).

В первую очередь ребенку производится подбор очков или контактных линз (детям старшего возраста). При близорукости слабой или средней степени очки используются только для дали, необходимости в их постоянном ношении нет. В случае миопии высокой степени или ее прогрессирующем характере, требуется носить очки постоянно.

В порядке медикаментозного лечения близорукости у детей проводится назначение витаминно-минеральных комплексов, сосудорасширяющих препаратов (никотиновой кислоты, пентоксифиллина), инстилляции глазных капель, улучшающих питание глаза.

При прогрессировании или высокой степени близорукости у детей показано хирургическое лечение – склеропластика. препятствующая дальнейшему растяжению склеры. Лазерная коррекция зрения при миопии проводится по достижении пациентом 18 лет.

Прогноз и профилактика близорукости у детей

Если близорукость у детей не прогрессирует и протекает без осложнений, прогноз в отношении зрения благоприятный – такая миопия хорошо поддается очковой коррекции. При миопии высокой степени даже в условиях коррекции острота зрения часто остается пониженной. Наихудший прогноз для зрительной функции имеет прогрессирующая близорукость у детей, приводящая к дегенеративным изменениям в сетчатке.

Важную роль в предупреждении близорукости у детей играет соблюдение гигиены зрения: дозированность зрительных нагрузок, правильная организация рабочего места школьника, профилактика патологических зрительных привычек. Для правильного развития зрения полезен достаточный сон, полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом. Дети с близорукостью должны обследоваться у окулиста каждые полгода.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/myopia

Лечение близорукости народными средствами

Лечение должно быть комплексным. Поэтому лучше будет, если вместе с народными средствами вы будете выполнять упражнения при близорукости. благодаря которым, вы ускорите процесс выздоровления. Близорукость – это болезнь глаз, при которой человек плохо видит предметы, расположенные вдалеке.

Содержание статьи:

15 рецептов, применяемых при близорукости

К наиболее популярным средствам народной медицины в случае близорукости являются следующие:

Абрикосы с добавлением мёда и грецких орехов — небольшое количество абрикос измельчают и смешивают с аналогичным количеством орехов (допустим, 100 на 100 грамм). Затем следует добавить жидкий мёд в количестве, не превышающем двух чайных ложек. Употреблять средство в утреннее и вечернее время по две столовых ложки, обязательно с водой. Ограничений по сроку на представленный цикл лечения не существует;

Сок моркови и оливковое масло – следует взять две-три свежих морковки. поместить их в соковыжималку. В 200 мл полученного сока нужно добавить одну ст. ложку очищенного оливкового масла. Это средство используется по 200 мл на голодный желудок от двух месяцев;

Лечение с помощью черничного чая – необходимо использовать 2 ст. ложки листьев и такое же количество плодов черники. Также необходима одна чайная ложка мелко нарезанного корневища солодки. Эти компоненты следует заварить в термосе, рассчитанном на 600 мл воды. Спустя 30 минут отвар следует процедить. Принимать 4 раза в сутки по 150 мл.

Кроме того, экстракт черники допустимо использовать в качестве капель для глаз. С этой целью на одну часть сока следует взять две части охлажденной воды. Желательно прокапывать в каждый глаз не менее пяти-шести капель сока. Этот алгоритм рекомендуется осуществлять утром, едва проснувшись;

Вишневые листья – поскольку именно в середине дня загруженность глаз является максимальной, на данном этапе следующее средство будет наиболее результативным в рамках восстановления при близорукости. Следует использовать четыре свежих листка вишни и вымочить их в течение 10 минут в теплой воде. Подготовленные таким образом листья (по два на каждый глаз) нужно прикладываются к закрытым глазам и оставляются на всю ночь. Для этого их можно закрепить с помощью повязки для сна. Эта процедура должна занимать не менее 30 минут и повторяться каждый вечер перед отходом ко сну;

Шиповник и крапива – следует измельчить крапиву. После чего одна ст. ложка травы совместно с таким же количеством ягод шиповника заваривается в термосе с 600 мл кипятка. Представленное лекарство настаивают не менее двух часов. Отвар очищается и используется трижды в сутки по 200 мл;

Лечение с использованием очанки – в 500 мл кипятка рекомендуется заварить две столовые ложки мелко нарезанной очанки. Средство настаивают на протяжении 20 минут, после чего очищают. Употребляют же его перед принятием пищи 3 раза в сутки по 50 мл.

Кроме того, из очанки подготавливают мини-ванны для глаз. С этой целью одну ст. ложку очанки следует заварить в 100 мл кипятка. Раствор должен настояться не меньше 20 минут и затем его следует очистить. Полученное средство следует прокапывать в глаза ежедневно по одной капли;

Хвойный сироп – хвоя и молодые ветки ели нужно мелко нарезать. Пять столовых ложек обработанной таким образом хвои завариваются в 600 мл кипятка. Это средство подготавливают на водяной бане около шести часов. После чего, лекарство следует процедить и добавить в него одну столовую ложку меда. Употребляется сироп трижды в сутки по одной столовой ложке после принятия пищи. Цикл лечения должен продолжаться в течение трех месяцев (желательно проводить подобное восстановление глаз дважды в год);

Компрессы на основе зелёного чая – две ч. ложки зелёного чая в листьях нужно залить стаканом кипятка и настаивать около 15 минут. В полученном составе вымачивают диски и накладывают их на глаза на 20 минут;

Лечение с использованием брусники – ещё один эффективный способ избавиться от проблем со зрением. Два стакана брусники перемешивают с меньшим количеством мёда (один стакан). Лекарство держат в холодильной камере и употребляют дважды в сутки по три ст. ложки;

Порошок из бархотки – соцветья бархотки делят на лепестки и просушивают в темном месте, обязательно в условиях оптимальной — комнатной — температуры. Подсушенные лепестки измельчают до порошкообразного состояния. Его принимают дважды в сутки (желательно, утром и вечером) не больше одной столовой ложки, запивая водой;

Козье молоко – в течение получаса на водяной бане нагревается сыворотка, состоящая из козьего молока. Греть следует до температурного режима в 60 градусов, при этом нельзя доводить до состояния кипения. Затем полученное средство должно быть разбавлено кипяченой водой комнатной температуры в равном соотношении. Представленная смесь закапывается утром в количестве двух капель. После этого следует в течение 10 минут лежать с закрытыми глазами. Такое лечение, осуществляемое в домашних условиях, рекомендуется проводить четырежды в год не более двух недель;

Лечение с использованием розмарина – две ст. ложки высушенной или же три ст. ложки свежего розмарина необходимо заварить в 300 мл кипятка. Затем лекарство настаивают 20 минут и только потом процеживают. Используется оно в качестве специальных ванночек ежедневно не дольше 15 минут. Самое подходящее для этого время суток – перед отходом ко сну;

Клюква с мёдом и лимоном – около половины лимона выжимают в 200 мл кипятка. В эту же емкость добавляют 100 мл свежевыжатого сока клюквы и одну столовую ложку меда. Раствор употребляют утром, после ночного сна. Это средство, как и все остальные, действительно помогает в процессе борьбы с близорукостью.

Лечение близорукости травами

У одной читательницы близорукость – минус пять. Уже много лет мучалась с этой болезнью. Но как-то её мама вычитала в газете, что близорукость можно вылечить календулой и аиром.

Залейте половиной литра водки или самогона корни аира и цветки календулы. Дайте настояться в течение 12 дней в темном месте, потом процедите полученную массу.

Это лекарство нужно принимать за 30 минут до еды 3 раза в день, по 15 капель (0,5 чайной ложки). Этого количества настойки вам должно хватить на 2 месяцев. Потом сделайте перерыв на месяц и опять пролечитесь таким же образом. За год вам нужно выпить четыре бутылки лекарства. Каждая бутылка должна быть объемом поллитра.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

Народное лечение близорукости ягодами

Хорошо помогает для профилактики близорукости и при прогрессировании этой болезни черника: в ней много марганца и других очень полезных для глаз веществ. Давно известно, что это народное средство хорошо помогает глазам при близорукости и без операции!

Существует несколько рецептов на основе черники:

Через марлю продавите сок черники. Ягоды должны быть свежими. Залейте сок дистиллированной водой. Соблюдайте при этом соотношение один к двум. Таким лекарством вам нужно закапывать глаза по пять капель с утра. После нескольких таких процедур очень скоро увидите, что ваше зрение улучшится.

Вам необходимо приготовить полтора литра варенья черники. Лечите свое зрение таким вареньем в течение пяти недель. Лучше всего, если эти пять недель придутся на осеннее-зимний сезон. В течение первых двух недель вам нужно каждое утро перед едой – за десять минут – столовую ложку варенья заливать кипяченой водой и выпивать полученный состав.

Потом нужно ненадолго сделать перерыв и принимать варенье в последующие две недели. Проводите данное лечение один раз в год. Черника очень хорошо влияет на зрение. Лучше, если вы сделайте запас черники на весь год. А нужное количество ягод заморозьте и потом по две-три столовых ложки съедайте каждый день. При этом хорошо пережевывайте.

Помимо того, что черника способна улучшить ваше зрение, она также омолаживает кожу. Если вы будете употреблять в пищу чернику каждый день в течение двух месяцев, то ваша кожа станет эластичнее и разгладятся морщины.

Хвоя и глаза лечит

Я сняла очки, когда мне было уже шестьдесят лет. Сейчас мне семьдесят три, я не ношу очки, прекрасно себя чувствую и хорошо вижу. Я лечила близорукость народным методом, основанным на хвое. Пью хвою и сейчас. Рецепт заключается в следующем. Нужно собрать в конце сентября хвою и в течение зимы готовить отвар из нее.

Источник: http://www.ayzdorov.ru/lechenie_blizorykost_nar.php