Анатомо физиологическая причина дальнозоркости

Анатомо-физиологические особенности строения органа зрения

Глаз человека, приблизительно на 2/3 расположенный в полости глаза, имеет не совсем правильную шаровидную форму. У здоровых новорожденных его размеры равны 17 (по саггитальной оси) х 17(по поперечной оси) х 16,5 (по вертикальной оси) мм, у взрослых эти размеры соответственно: 24,4 х 23,8 х 23,5. Масса глазного яблока у новорожденного в пределах до 3 гр. а взрослого человека – до 7-8 гр.

Глаза расположены в глазницах, которые находятся на лицевой поверхности скелета и защищают глазное яблоко от вредных влияний внешнего мира. Глубина орбиты у взрослых варьирует от 4 до 5 см, ширина — 4 см, высота – 3,5 см.

Глазное яблоко представляет собой сферу, состоящую из трёх оболочек. Наружная, фиброзная оболочка, состоит из непрозрачной склеры толщиной около 1мм, которая спереди переходит в роговицу.

Снаружи склера покрыта тонкой прозрачной слизистой оболочкой — конъюнктивой.

Конъюнктиву делят на три отдела:

— конъюнктива век

— конъюнктива глазного яблока

— конъюнктива свода (место перехода конъюнктивы век на глазное яблоко)

При закрытых веках вся конъюнктива век и склеры образует как бы мешок с вместимостью 2 капель жидкости.

Средняя оболочка склеры называется сосудистой. Из её названия понятно, что она содержит массу сосудов, питающих глазное яблоко. Она образует, в частности, цилиарное тело и радужку.

Внутренней оболочкой глаза является сетчатка. Сетчатка – истинная ткань мозга, выдвинутая на периферию, в ней разделяют два отдела:

-оптическая часть сетчатки (от зрительного нерва до зубчатой линии и представляет собой высокодифференцированную линию)

-слепая часть сетчатки (от зубчатой линии до края зрачка, где она образует зрачковую кайму коричневого цвета)

В сетчатке различают 10 слоев, один из них – слой палочек и колбочек

Общее количество колбочек составляет около 7 млн. палочек – 130 млн. Палочки обладают высокой световой чувствительностью, обеспечивают сумеречное и периферическое зрение. Колбочки выполняют тонкую функцию: центральное форменное зрение и цветоощущение.

Глаз имеет также придаточный аппарат, в частности, веки и слёзные органы. Движениями глаз управляют шесть мышц — четыре прямые и две косые.

По своему строению и функциям глаз можно сравнить с оптической системой, например, фотоаппарата. Изображение на сетчатке (аналог фотоплёнки) образуется в результате преломления световых лучей в системе линз, находящихся в глазу (роговица и хрусталик) (аналог объектива). Рассмотрим, как это происходит подробнее.

Строение переднего отрезка глаза.

Свет, попадая в глаз, сначала проходит через роговицу — прозрачную линзу, имеющую куполообразную форму (радиус кривизны примерно 7,5 мм, толщина в центральной части примерно 0,5 мм). В ней отсутствуют кровеносные сосуды и имеется много нервных окончаний, поэтому при повреждениях или воспалении роговицы развивается так называемый роговичный синдром, (слезотечение, светобоязнь и невозможность открыть глаз).

Передняя поверхность роговицы покрыта эпителием, который обладает способностью к регенерации (восстановлению) при повреждении. Глубже располагается строма, состоящая из коллагеновых волокон, а изнутри роговица покрыта одним слоем клеток — эндотелием, который при повреждении не восстанавливается, что приводит к развитию дистрофии роговицы, то есть к нарушению её прозрачности.

Поэтому во время проведения полостных операций глаза (когда манипуляции проводятся с внутренней стороны роговицы) этот слой всегда требует защиты специальными веществами — вискоэластиками.

Роговица — это линза, на долю которой приходится 40 диоптрий из всех 60 диоптрий общей преломляющей силы глаза. То есть, роговица — самая сильная линза в оптической системе глаза. Это является следствием разницы показателей преломления воздуха, находящегося перед роговицей, и показателя преломления её вещества.

Выйдя из роговицы, свет попадает в заполненную жидкостью так называемую переднюю камеру глаза — пространство между внутренней поверхностью роговицы и радужкой.

Радужка представляет собой диафрагму с отверстием в центре — зрачком, диаметр которого может меняться в зависимости от освещения, регулируя поток света, попадающего в глаз.

Периферия роговицы по всей окружности практически соединяется с радужкой, образуя так называемый угол передней камеры, через анатомические элементы которого (шлеммов канал, трабекула и другие образования, имеющие общее название — дренажные пути глаза), происходит отток жидкости, постоянно циркулирующей в глазу, в венозную систему.

За радужкой располагается хрусталик — ещё одна линза, преломляющая свет. Оптическая сила этой линзы меньше, чем у роговицы — она составляет примерно 18-20 диоптрий. Хрусталик по всей окружности имеет цинновы связки, которые соединяются с цилиарными мышцами, располагающимися в стенке глаза. Эти мышцы могут сокращаться и расслабляться. В зависимости от этого цинновы связки могут также расслабляться или натягиваться, в результате чего радиус кривизны хрусталика меняется — поэтому человек может видеть чётко как вблизи, так и вдали.

Иногда цинновы связки полностью или частично отрываются (в результате травмы или с возрастом) от места своего прикрепления и хрусталик меняет своё положение — происходит его так называемый подвывих или вывих. При наличии катаракты такое положение хрусталика может вносить свои коррективы в операцию по ее удалению.

Хрусталик представляет собой производное эктодермы и является эпителиальным образованием, и как волосы и ногти, растет в течение всей жизни. Имеет форму двояко выпуклой линзы, прозрачен, слегка желтоватый. Толщина хрусталика колеблется от 3,6 до 5,0 мм, диаметр – от 9 до 10 мм, радиус кривизны передней поверхности до 10 мм, а задней, более выпуклой от 6 до 9 мм. Передняя капсула хрусталика обращена к радужке, задняя — к стекловидному телу, а границей между ними служат цинновы связки. Такое подробное описание анатомии хрусталика даст нам возможность понять, каким образом удаляется катаракта — мутный хрусталик, а также как в глаз имплантируется искусственный хрусталик.

Вокруг экватора хрусталика, по всей его окружности располагается цилиарное тело, являющееся частью сосудистой оболочки. Оно имеет отростки, которые вырабатывают внутриглазную жидкость. Эта жидкость через зрачок попадает в переднюю камеру глаза и через угол передней камеры удаляется в венозную систему глаза. Баланс между продукцией и оттоком этой жидкости очень важен, так как его нарушение приводит к развитию глаукомы.

Строение заднего отрезка глаза.

За хрусталиком располагается стекловидное тело, занимающее большую часть глаза и придающее ему форму. Других функций оно не имеет, а свет практически не преломляет. Оно имеет желеобразную структуру в большинстве случаев, однако иногда оно может разжижаться. С другой стороны, в нем могут появляться уплотнённые участки в виде нитей или глыбок, наличие которых пациент ощущает в виде "мушек" и плавающих точек. Считается, что такие изменения часто возникают при близорукости и усиливаются с ростом её степени, а также с увеличением возраста пациента. В некоторых местах стекловидное тело тесно спаяно с сетчаткой, поэтому при образовании в нём уплотнений, стекловидное тело может тянуть на себя сетчатку, иногда вызывая ее отслойку.

Некоторые воспалительные заболевания глаз (так называемые увеиты), также могут приводить к появлению выраженных помутнений в стекловидном теле.

Стекловидное тело — бесцветное студенистое вещество, составляющее 55% внутреннего содержимого глазного яблока, состоит на 98,8 % из воды и 1,12% сухого остатка (белки, аминокислоты, мочевина, креатинин, сахар, калий, магний, натрий, фосфаты, хлориды, сульфаты, холестерин и т.д.)

Нервные импульсы собираются с сетчатки зрительным нервом, который состоит примерно из 1 миллиона нервных волокон. Таким образом, информация передаётся в затылочную долю мозга, где анализируется зрительное изображение.

Повреждение, травма или сдавление зрительного нерва на любом уровне приводят к практически необратимой потере зрения даже при нормальном функционировании остальных анатомических структур глаза и прозрачности глазных сред.

При осмотре глазного дна видно место выхода зрительного нерва в виде диска (ДЗН), который в норме имеет бледно-розовый цвет. В центре ДЗН виден сосудистый пучок- место входа на сетчатку глазной вены и артерии. Недалеко от ДЗН видна так называемая макула (ML) или жёлтое пятно (названо по соответствующему световому рефлексу, получаемому в норме при осмотре)- точка сетчатки, ответственная за центральное зрение.

Физиология

Оптическая система глаза

На пути к светочувствительной оболочке глаза – сетчатке лучи света проходят через роговицу, хрусталик, стекловидное тело. Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от его точек были сфокусированы на сетчатке. Приспособление глаза к ясному видению называется аккомодацией. При аккомодации происходит изменение хрусталика и его преломляющей способности. Для нормального глаза дальняя точка дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности, а предметы, расположенные ближе 10 см, неясно видны человеком с нормальным зрением при максимальном аккомодационном усилии.

Аномалии рефракции глаза

С возрастом хрусталик становится менее эластичным и при ослаблении цинновых связок выпуклость его увеличивается лишь не значительно или не меняется вовсе, поэтому точка ясного видения отодвигается от глаз – это называется старческая дальнозоркость или пресбиопия.

Астигматизм – аномалии рефракции глаза, при котором возникает неодинаковое преломление лучей в разных направлениях.

Аномалии рефракции лучей: миопия и гиперметропия (обусловлена ненормальной длиной глазного яблока)

Близорукость (миопия) — расстройство рефракции глазного аппарата, благодаря чему лучи света соединяются впереди сетчатки ( причиной близорукости может быть: сравнительно большая длина оси глаза, усиление преломляющей способности прозрачных сред глаза. )

Дальнозоркость (гиперметропия) — особенность рефракции глазного аппарата, состоящая в том, что лучи, идущие от предметов, пересекаются за сетчаткой; в виду этого для получения отчетливого изображения на сетчатке приходится усилить рефракцию особыми двояковыпуклыми стеклами. Дальние предметы дальнозоркие видят лучше, чем близкие.

Аномалии цветового зрения

Протанопия (дальтонизм) — крайне низкая способность различать красный цвет.

Дейтеранопия — врожденная частичная цветовая слепота, при которой отсутствует восприятие зеленого цвета

Тританопия — крайне низкая способность различать синий цвет

Источник: https://oftalmika.narod.ru/business.html

Распространенные причины дальнозоркости

При гиперметропии главный фокус глаза находится позади сетчатой оболочки, что и приводит к расплывчатости при рассматривании предметов вблизи человека. Анатомо-физиологическими причинами дальнозоркости являются уменьшение передне-заднего размера глазного яблока, изменение кривизны хрусталика или сочетание обоих факторов.

Причины развития дальнозоркости у взрослых

Возрастная дальнозоркость (пресбиопия) возникает практически у всех людей старше 45 лет, однако первые ее признаки могут появиться и в более молодом возрасте. Это состояние является одним из неотъемлемых естественных процессов, протекающих в стареющем организме. Подробнее о диагностике и лечении пресбиопии ?

Наиболее вероятные причины возникновения возрастной дальнозоркости:

  • снижение эластичности хрусталика вследствие уплотнения его ядра;
  • ослабление и ухудшение сократительной способности мышц цилиарного тела, которые принимают непосредственное участие в акте аккомодации (фокусировки на ближних или дальних предметах);
  • уменьшение кривизны хрусталика, то есть его уплощение.
  • Люди с пресбиопией отмечают трудности при работе за компьютером, вышивании, чтении газет и книг. Рассматривая мелкий шрифт, они вынуждены напрягать зрение, из-за чего у них возникают астенопические расстройства.

    К последним относится повышенная зрительная утомляемость, головные боли, появление тумана перед глазами. Людям с пресбиопией при работе на близких расстояниях необходимо надевать специально подобранные очки для близи.

    Причиной дальнозоркости у взрослого человека также может быть сахарный диабет, различные опухоли глазницы, нарушение нормального функционирования ретинальных сосудов. Такая гиперметропия опасна и требует специального лечения.

    Причины развития дальнозоркости у детей

    В связи с особенностями строения зрительного органа у всех новорожденных наблюдается физиологическая гиперметропия в пределах 2-3 диоптрий. Как правило, к 5-6 году жизни у большинства детей рефракция приближается к эмметропической, а на 7-9 году и вовсе приходит в норму.

    В некоторых случаях у новорожденных выявляют дальнозоркость свыше 3-х диоптрий. Это явление, как и гиперметропия у детей старшего возраста, должно вызывать серьезные опасения.

    В случае несвоевременной диагностики и отсутствия лечения аномалия рефракции может приводить к амблиопии – ослаблению зрения, не поддающемуся очковой коррекции. Со временем у малыша может развиваться сходящееся косоглазие. Поэтому при появлении первых же признаков гиперметропии у ребенка следует немедленно обращаться к офтальмологу. Подробнее о методах лечения дальнозоркости →

    Наиболее частая физиологическая причина дальнозоркости у детей – это уменьшение передне-заднего размера глазного яблока. Развитию заболевания в детском возрасте способствует отягощенная наследственность.

    Гиперметропия чаще всего встречается у тех малышей, чьи родители страдали от этой патологии. Больной ребенок становится раздражительным, часто моргает, трет глаза руками. Также он может отказываться от чтения, рисования и других занятий, требующих фокусировки взгляда на близрасположенных предметах.

    Гиперметропия у детей дошкольного возраста требует постоянной коррекции собирательными (плюсовыми) линзами. Очки подбирают с учетом возрастных норм дальнозоркости. Малышам старше 7 лет требуются очки для чтения или постоянного ношения. Гиперметропам, у которых полностью сформирован орган зрения, показано постоянное ношение очков.

    Причины врожденной дальнозоркости

    Причиной патологической дальнозоркости у новорожденных может быть уменьшение размеров глазного яблока или недостаточная преломляющая сила оптической системы глаза (хрусталика или роговицы). Укорочение глазного яблока на 1 мм приводит к изменению рефракции примерно на 3 диоптрии. В отличие от пресбиопии, при врожденной гиперметропии аккомодационная способность хрусталика может быть сохранена.

    Как правило, врожденная дальнозоркость не поддается консервативному лечению и с возрастом прогрессирует. Даже если ребенок носит правильно подобранные очки, зрение у него все равно со временем ухудшается.

    Факторы, способствующие появлению врожденной дальнозоркости:

  • вредное воздействие тератогенных факторов (алкоголя, никотина, некоторых лекарственных препаратов) в период внутриутробного развития плода;
  • отягощенная наследственность – наличие у одного или обоих родителей такого же заболевания.
  • Гиперметропия высоких степеней встречается при таких врожденных заболеваниях:

  • Амавроз Лебера. Причиной развития патологии является мутация в одном из генов, отвечающих за нормальное развитие сетчатки. Болезнь может наследоваться по аутосомно-доминантному или аутосомно-рецессивному типу. К симптомам амавроза Лебера относится выраженный нистагм, сильное снижение или потеря зрения, появление пигментных включений или других изменений на глазном дне. Больной ребенок постоянно трет глаза (симптом Франческетти). В дальнейшем у него развивается дальнозоркость и другие неприятные осложнения.
  • Альбинизм. Это врожденное заболевание, возникающее вследствие мутации генов, отвечающих за выработку меланина. В норме этот пигмент обеспечивает привычную окраску кожи, волос, радужной оболочки глаз. При нехватке или отсутствии меланина отмечается патологическая бледность, а радужка приобретает голубоватый оттенок и становится полупрозрачной. У ребенка нередко развиваются аномалии рефракции (в том числе и гиперметропия), косоглазие, нистагм, патология бинокулярного зрения.
  • Синдром Франческетти. Заболевание имеет семейно-наследственный характер и приводит к аномалиям строения лицевого скелета. У больного ребенка наблюдается монголоидный разрез глаз, парез глазодвигательных мышц, иногда возникают колобомы век, хориодеи, радужки, зрительного нерва. Реже выявляют микрофтальм, приводящий к врожденной гиперметропии.
  • Помимо дальнозоркости у детей может встречаться так называемый гиперметропический астигматизм. Достоверная причина заболевания до сих пор не установлена, однако ведущую роль в его возникновении играет отягощенная наследственность. Как правило, этот вид амметропии обусловлен асферической формой роговицы, реже он возникает вследствие изменения формы хрусталика.

    Зрение при дальнозоркости

    У человека с нормальным зрением (эмметропией) изображение ближних и дальних предметов фокусируется непосредственно на сетчатке, что обеспечивает высокую остроту зрения. При дальнозоркости в силу разнообразных причин главный фокус смещается кзади, из-за чего изображение форусируется позади заднего полюса глазного яблока.

    Для гиперметропии характерна недостаточная рефракция, вследствие чего глаз становится неспособным в достаточной мере преломлять световые лучи. Следует отметить, что лучи от дальних предметов всегда идут параллельно друг другу, из-за чего гиперметропический глаз воспринимает их без каких-либо проблем. А вот лучи от близрасположенных предметов всегда расходящиеся.

    Дальнозоркий глаз не может обеспечить их достаточного преломления, из-за чего изображение фокусируется позади сетчатки. Именно поэтому люди с гиперметропией так плохо видят вблизи.

    При дальнозоркости человек вынужден отодвигать книгу, газету или экран монитора как можно дальше от глаз. Близрасположенные предметы кажутся ему размытыми и нечеткими.

    При гиперметропии легкой степени люди еще могут хорошо видеть вблизи благодаря напряжению аккомодации. К сожалению, из-за этого у них может появляться зрительная утомляемость, головные боли и другие астенопические жалобы. При выраженной дальнозоркости больным всегда требуются очки для близи.

    У детей дальнозоркость может быть врожденной или же возникать позже, в детском или подростковом возрасте. Гиперметропия высоких степеней нередко указывает на серьезные генетические заболевания. У взрослых чаще всего развивается пресбиопия – возрастная дальнозоркость, обусловленная естественными процессами старения в организме.

    Автор: Алина Лопушняк, врач-офтальмолог,

    специально для Okulist.pro

    Источник: https://okulist.pro/bolezni-glaz/dalnozorkost/prichiny-gipermetropii.html

    Дальнозоркость

    Дальнозоркость

    Распространенность дальнозоркости среди взрослых лиц старше 18 лет составляет около 35-45%. У детей в возрасте до 7-12 лет гиперметропическая рефракция носит физиологический характер: она встречается у 90% детей до 3-х лет и 35% детей в возрасте 13-14 лет. Дальнозоркость характеризуется слабостью рефракции, что требует напряжения аккомодации даже при дальнем зрении. При дальнозоркости воспринимаемые глазом лучи света сходятся в фокусе позади сетчатки. Поэтому гиперметроп видит изображение предмета в нечетком, слегка размытом виде.

    Научное название дальнозоркости — гиперметропия, принятое в офтальмологии. происходит от греческих слов hyper – «сверх», metron – «мера» и ops – «глаз».

    Причины дальнозоркости

    Как и в случае с близорукостью (миопией), при дальнозоркости имеет место несоответствие силы преломляющего аппарата передне-заднему размеру глаза. Однако при дальнозоркости это происходит либо в силу относительной слабости преломляющего аппарата глаза, либо укороченной передне-задней оси (ПЗО) глазного яблока. Оба эти механизма могут приводить к тому, что преломленные лучи фокусируются в точке позади плоскости сетчатки. У части гиперметропов недостаточная оптическая сила роговицы и хрусталика сочетается с укороченной продольной осью глазного яблока.

    Физиологическая дальнозоркость (+2+4 дптр) характерна для новорожденных и объясняется небольшим продольным размером глазного яблока (длина ПЗО = 16- 17 мм ). Дальнозоркость 4 дптр характеризует зрелость плода; увеличение степени гиперметропии обычно наблюдается при микрофтальме и сочетается с другими врожденными аномалиями глаза (катарактой. колобомами ДЗН и сосудистой оболочки, аниридией. лентиконусом, предрасположенностью к глаукоме и т. д.), а также другими пороками развития (заячьей губой. волчьей пастью. аномалиями пальцев рук и ног, ушей и пр.).

    По мере роста ребенка размеры глазного яблока также увеличиваются до нормы (ПЗО = 23- 25 мм ), что в большинстве случаев, приводит к исчезновению дальнозоркости к 12 годам и формированию соразмерной рефракции (эмметропии). При прогрессировании роста глаза развивается близорукость (миопия), при задержке его роста – дальнозоркость. К моменту завершения роста организма дальнозоркость отмечается у 50% людей, у остальной половины имеется эмметропия и близорукость.

    Отчего происходит отставание роста глазного яблока – неизвестно. Тем не менее, большинству дальнозорких людей до 35-40 лет удается полностью компенсировать слабость рефракции постоянным напряжением цилиарной мышцы глаза, которая позволяет удерживать хрусталик в выпуклом состоянии, увеличивая тем самым его преломляющую способность. Однако в дальнейшем происходит снижение способности к аккомодации, и примерно к 60 годам компенсаторные возможности исчерпываются полностью, что приводит к устойчивому снижению четкости зрения и вдаль, и вблизи. Таким образом, развивается, так называемая, старческая дальнозоркость, или пресбиопия. Восстановление зрения в этом случае возможно только с помощью постоянного использования очков с собирающими линзами, поэтому дальнозоркость принято обозначать в положительных диоптриях.

    Кроме этого, дальнозоркостью характеризуется афакия – врожденное или приобретенное состояние, при котором отсутствует хрусталик. Чаще всего афакия связана с удалением хрусталика в ходе экстракции катаракты или травмами (вывихом хрусталика ). При афакии преломляющая сила глаза снижена значительно, острота зрения составляет порядка 0,1 и требует заместительной коррекции сильными положительными линзами или имплантации интраокулярной линзы .

    Классификация дальнозоркости

    В зависимости от механизма развития гиперметропии различают осевую или аксиальную дальнозоркость, связанную с укороченной ПЗО глазного яблока, и рефракционную, обусловленную уменьшением преломляющей способности оптического аппарата.

    В том случае, если имеющаяся аномалия рефракции компенсируется за счет напряжения аккомодации, говорят о скрытой дальнозоркости; при невозможности самокоррекции и необходимости использования convex-линз, гиперметропия расценивается как явная. С возрастом скрытая дальнозоркость, как правило, переходит в явную.

    В зависимости от возраста выделяют естественную физиологическую дальнозоркость у детей, врожденную дальнозоркость (при врожденная слабости рефракции), возрастную дальнозоркость (пресбиопию).

    По степени требуемой коррекции в диоптриях и на основании данных рефрактометрии принято разделение дальнозоркости на три степени:

    • слабая — до +2 дптр
    • средняя – до +5 дптр
    • высокая – свыше +5 дптр
    • Симптомы дальнозоркости

      Слабые степени дальнозоркости в молодом возрасте протекают без каких-либо симптомов: за счет напряжения аккомодации сохраняется хорошее зрение как вблизи, так и вдаль. При дальнозоркости средней степени дальнее зрение практически не нарушено, однако во время работы на близком расстоянии отмечается быстрая утомляемость глаз, боль в глазных яблоках, в области надбровья, лба, переносицы, зрительный дискомфорт, ощущение расплывчатости или слияния строчек и букв, потребность в отдалении рассматриваемого объекта от глаз и более ярком освещении рабочего места. Высокие степени дальнозоркости сопровождаются выраженным снижением зрения вблизи и вдаль, астенопическими симптомами (чувством распирания и «песка» в глазах, головной болью, быстрой зрительной утомляемостью). При дальнозоркости средней и высокой степеней выявляются изменения глазного дна – гиперемия и нечеткие границы ДЗН.

      У детей с врожденной некорригированной дальнозоркостью свыше +3 дптр высока вероятность развития содружественного (сходящегося) косоглазия. Этому способствует необходимость постоянного напряжения глазодвигательных мышц и сведение глаз к носу для того, чтобы добиться большей отчетливости зрения. По мере прогрессирования дальнозоркости и косоглазия возможно развитие амблиопии .

      При дальнозоркости нередко возникают рецидивирующие блефариты. конъюнктивиты. ячмень. халязион. поскольку пациенты невольно трут глаза, тем самым занося инфекцию. У людей старшего возраста дальнозоркость является одним из факторов, способствующих развитию глаукомы.

      Диагностика дальнозоркости

      Обычно дальнозоркость выявляется офтальмологом в ходе проверке остроты зрения. Визометрию при гиперметропии проводят без коррекции и с использованием пробных плюсовых линз (тест на преломление ).

      Диагностика дальнозоркости предполагает обязательное исследование рефракции (скиаскопия. компьютерная рефрактометрия ). Для выявления скрытой дальнозоркости у детей и молодых пациентов рефрактометрию рекомендуется проводить в условиях индуцированной циклоплегии и мидриаза (после закапывания в глаза сульфата атропина).

      Лечение дальнозоркости

      Методы лечения дальнозоркости объединены в консервативные (очковая или контактная коррекция), лазерные (LASIK, SUPER LASIK, LASEK, EPI-LASIK, ФРК, Femto LASIK) и хирургические (ленсэктомия, гиперфакия, гиперартифакия, термокератопластика и др.). Главными условиями коррекции гиперметропии являются своевременность и адекватность.

      При отсутствии астенопических жалоб, остроте зрения обоих глаз не менее 1,0 и устойчивом бинокулярном зрении коррекция не показана.

      Основным способом коррекции детской дальнозоркости служит подбор очков. Дети дошкольного возраста с дальнозоркостью более +3 дптр нуждаются в назначении очков для постоянного ношения. При отсутствии тенденции к развитию косоглазия и амблиопии к 6-7 годам, очковая коррекция отменяется. При астенопии подбирают «плюсовые» очки или корректирующие контактные линзы с учетом индивидуальных данных и сопутствующих заболеваний. В ряде случаев, при гиперметропии до +3 дптр, используются ночные ортокератологические линзы. При высоких степенях дальнозоркости могут выписываться сложные очки или две пары очков (для работы на близком и дальнем расстоянии).

      При дальнозоркости рекомендуется курсовое аппаратное лечение (Амблиокор. Амблиотренер. Синоптофор. программно-компьютерное лечение, «Ручеек » и др.), физиотерапия (массаж шейно-воротниковой зоны. лазеротерапия. магнитотерапия и др.), курсы витаминотерапии и биодобавок. При просмотре телевизора целесообразно использовать перфорационные очки, уменьшающие напряжение аккомодации.

      С возраста 18 лет возможно проведение лазерной коррекции дальнозоркости до +6 дптр. Наиболее популярными лазерными методиками являются LASIK. LASEK. intraLASIK, Super LASIK. EPI-LASIK. фоторефракционная кератэктомия (ФРК ). Каждый из методов лазерной коррекции дальнозоркости имеет свои показания, однако суть их одинакова — формирование роговичной поверхности с индивидуальными параметрами. Эксимер-лазерная коррекция дальнозоркости нетравматична, что исключает осложнения со стороны роговицы и минимизирует вероятность развития астигматизма .

      В хирургии дальнозоркости применяется метод рефракционной замены хрусталика. в этом случае производится удаление собственного хрусталика глаза (ленсэктомия) и его замена на интраокулярную линзу требуемой оптической силы (гиперартифакия). Рефракционная замена хрусталика используется, в том числе, и при возрастной дальнозоркости.

      Хирургическое лечение дальнозоркости также может заключаться в проведении гиперфакии (имплантации положительной факичной линзы ), термокератокоагуляции, лазерной термокератопластики, кератопластики (пластики роговицы).

      Прогноз и профилактика дальнозоркости

      Осложнениями некорригированной дальнозоркости могут являться косоглазие, амблиопия, рецидивирующие воспалительные заболевания глаз (конъюнктивиты, блефариты, кератиты ), глаукома. Пациентам с дальнозоркостью рекомендуется посещение офтальмолога не реже 2-х раз в год.

      При выявлении дальнозоркости необходимо четкое соблюдение предписанных рекомендаций, соблюдение правильного зрительного режима (использование достаточного освещения, проведение гимнастики для глаз, чередование зрительной работы с активным отдыхом). Эти же рекомендации могут быть отнесены и к профилактике дальнозоркости. С целью предупреждения развития косоглазия проводится офтальмологические осмотры детей с 1-2 мес. 1 год, 3 года и 6-7 лет.

      Источник: https://krasotaimedicina.ru/diseases/ophthalmology/farsightedness

      Главная > Реферат >Медицина, здоровье

      Тема контрольной работы:

      Строение глаза: вспомогательный аппарат, оболочки, ядро.

      Оптическая система глаза. Рефракция глаза.

      Понятие об аккомодации. Спазм аккомодации. Динамическая рефракция глаза.

      Близорукость и её причины.

      Дальнозоркость и её причины.

      Гигиенические требования по охране зрительного анализатора.

      Гигиенические требования к искусственному освещению.

      Приложение.

      Список использованной литературы.

      Введение.

      " Глаз, который называют окном души, это главный путь, посредством которого общее чувство может рассматривать бесконечные произведения природы в наибольшем обилии и великолепии. "

      Leonardo da Vinci

      Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

      По материалам сайта www.consmed.ru

      Из интервью с доктором медицинских наук, академиком АМТН РФ, руководителем Клинического Объединения Центров Охраны Зрения детей и подростков «Ясный взор» и практикующим детским офтальмохирургом Игорем Эриковичем Азнауряном

      — Располагаете ли Вы цифрами статистики о распространенности близорукости или дальнозоркости среди детей?

      Больше детей с близорукостью. В последнее время статистика ухудшилась. Если сравнивать 1993 год и 2009, то рост заболеваемости по близорукости увеличился более чем в 2 раза. Активное внедрение современных информационных технологий, которые заставляют смотреть неоформившийся детский глаз близко, причем расстояние вблизи все время меняется. Одно дело, когда ребенок смотрит на текст книжки, сидя фиксировано, другое дело, когда эти мелкие предметы постоянно в движении вперед-назад. Глаза просто не справляются с непосильной нагрузкой, ведь нужно постоянно фиксировать изображение.

      По материалам сайта iPups.ru

      1.Строение глаза: вспомогательный аппарат, оболочки, ядро.

      Зрительное восприятие начинается с проекции изображения на сетчатку глаза и возбуждения фоторецепторов, трансформирующих световую энергию в нервное возбуждение. Сложность зрительных сигналов, поступающих из внешнего мира, необходимость активного их восприятия, обусловила формирование в эволюции сложного оптического прибора. Этим периферическим прибором — периферическим органом зрения — является глаз.

      Форма глаза шаровидная. У взрослых диаметр его составляет около 24 мм, у новорожденных – около 16 мм. Форма глазного яблока у новорожденных более шаровидна, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока новорожденные дети в 80-94% случаев обладают дальнозоркой рефракцией.

      Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растёт первые пять лет жизни, менее интенсивно — до 9-12 лет.

      Глазное яблоко состоит из трёх оболочек – наружной, средней и внутренней (см. Приложение)

      Наружная оболочка глаза – склера, или белочная оболочка. Это плотная непрозрачная ткань белого цвета, толщиной около 1 мм. В передней части она переходит в прозрачную роговицу. Склера у детей тоньше и обладает повышенной растяжимостью и эластичностью.

      Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К 5 годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны её с возрастом почти не меняется. С возрастом роговица становится более плотной и её преломляющая сила уменьшается. Под склерой расположена сосудистая оболочка глаза. Толщина её 0,2- 0,4 мм. Она содержит большое количество кровеносных сосудов. В переднем отделе глазного яблока сосудистая оболочка переходит в ресничное (цилиарное) тело и радужную оболочку (радужку).

      В ресничном теле расположена мышца, связанная с хрусталиком и регулирующая его кривизну.

      Хрусталик – это прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт прозрачной сумкой; по всему его краю к ресничному телу тянутся тонкие, но очень упругие волокна. Они сильно натянуты и держат хрусталик в растянутом состоянии. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклой формы, прозрачен и обладает большей эластичностью.

      В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок. Величина зрачка изменяется, отчего в глаз может попадать большее или меньшее количество света. Просвет зрачка регулируется мышцей, находящейся в радужке. Зрачок у новорождённых узкий. В возрасте 6 – 8 лет зрачки широкие, вследствие преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8 – 10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует на свет. К 12 – 13 годам быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет такие же, как у взрослого.

      Ткань радужной оболочки содержит особое красящее вещество – меланин. В зависимости от количества этого пигмента цвет радужки колеблется от серого и голубого до коричневого, почти чёрного. Цветом радужки определяется цвет глаз. При отсутствии пигмента (людей с такими глазами называют альбиносами) лучи света проникают в глаз не только через зрачок, но и через ткань радужки. У альбиносов глаза имеют красноватый оттенок. Зрение у таких людей понижено.

      Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком имеются небольшие пространства, называемые соответственно передней и задней камерами глаза. В них находится прозрачная жидкость. Она снабжает питательными веществами роговицу и хрусталик, которые лишены кровеносных сосудов. Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой – стекловидным телом. Внутри поверхность глаза выстлана тонкой (0,2 — 0,3 мм), весьма сложной по строению оболочкой – сетчаткой, или ретиной. Она содержит около 130 млн. светочувствительных клеток, названных из-за их формы колбочками и палочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зелёного. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам чётче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и всё видим в синих или серо-зелёных тонах.

      Нервные волокна, отходящие от этих клеток, собираются вместе и образуют зрительный нерв, который направляется в головной мозг. У новорожденных детей палочки в сетчатке дифференцированы, число колбочек в жёлтом пятне (центральная часть сетчатки) начинает возрастать после рождения и к концу первого полугодия морфологическое развитие центральной части сетчатки заканчивается.

      2. Оптическая система глаза. Рефракция глаза.

      Поступающие в глаз световые лучи, прежде чем они попадут на сетчатку, проходят через несколько преломляющих сред. К ним относятся роговица, водянистое вещество передней и задней камер глаза, хрусталик и стекловидное тело. Каждая из этих сред имеет свой показатель преломляющей силы. Преломляющая сила выражается в диоптриях (Д). Одна диоптрия – это преломляющая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м. Преломляющая сила глаза в целом равна 59 Д при рассматривании далёких предметов и 70,5 Д при рассматривании близких предметов.

      Глаз – это чрезвычайно сложная оптическая система, и для упрощения была предложена такая модель глаза, в которой одна выпуклая поверхность даёт суммарный эффект преломления лучей во всей сложной оптической системе глаза. Пользуясь этой моделью, можно построить изображение видимого предмета на сетчатке. Для этого нужно провести линии от конца рассматриваемого предмета к узловой точке и продолжить их до пересечения с сетчаткой. Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и обратным.

      Ребёнок в первые месяцы после рождения путает верх и низ предмета. Если такому ребенку показать горящую свечу, то он, стараясь схватить пламя, протянет руку не к верхнему, а к нижнему концу свечи. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевёрнутом изображении, а в их естественном виде, объясняется жизненным опытом и взаимодействием анализаторов.

      В физике рефракцией оптической системы называют её преломляющую силу, выраженную в диоптриях. Однако для получения чёткого изображения важна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и её способность фокусировать лучи на сетчатке. В связи с этим в офтальмологии используют понятие клиническая рефракция, под которой понимают соотношение между преломляющей силой и положением сетчатки. Различают клиническую рефракцию двух видов – статическую и динамическую. Статическая рефракция – это условное понятие, отражающее лишь структурные особенности глаза, как оптической камеры, формирующей изображение на сетчатке.

      Для правильного решения многих вопросов, связанных со зрительной деятельностью в естественных условиях, необходимо иметь представление о функциональных особенностях оптической системы глаза. Судить о них позволяет динамическая рефракция, под которой понимают преломляющую силу оптической системы глаза относительно сетчатки при действующей аккомодации.

      3. Понятие об аккомодации. Спазм аккомодации. Динамическая рефракция глаза.

      В естественных условиях в соответствии с задачами зрительной деятельности постоянно изменяется преломляющая сила оптики глаза, т.е. действует не статическая, а динамическая рефракция глаза. В основе таких изменений рефракции лежит механизм аккомодации.

      Динамическая рефракция и аккомодация глаза – это очень близкие, но не идентичные понятия: первое шире. Аккомодация представляет собой основной механизм рефракции глаза. Можно сказать, что бездействующая аккомодация плюс сетчатка – это статическая рефракция глаза, а действующая аккомодация плюс сетчатка – динамическая.

      Аккомодация (от лат. Accomodatio – приспособление) – приспособительная функция глаза, обеспечивающая возможность четкого различения предметов, расположенных на разных расстояниях от него.

      Для объяснения механизма аккомодации предложено несколько теорий, но наиболее признанной является теория Гельмгольца, суть которой сводится к следующему: при зрении вдаль цилиарная (ресничная) мышца расслаблена, а циннова связка, соединяющая внутреннюю поверхность цилиарного тела и экваториальную зону хрусталика, находится в натянутом состоянии и таким образом не даёт хрусталику принять более выпуклую форму. В процессе аккомодации происходит сокращение цилиарной мышцы, в результате чего циннова связка расслабляется, а хрусталик, благодаря своей эластичности приобретает более выпуклую форму. При этом увеличивается преломляющая способность хрусталика, что обеспечивает возможность чёткой фокусировки на сетчатке изображений предметов, расположенных на достаточно близком расстоянии от глаза. Таким образом, аккомодация является основой динамической, т.е. меняющейся, рефракции глаза.

      У детей дошкольного и школьного возраста на фоне слабости «аккомодационного» аппарата может наблюдаться так называемый спазм аккомодации. При этом отсутствует полное расслабление аккомодации при зрении вдаль и происходит усиление клинической рефракции, т.е. возникает миопия которую называют ложной.

      При смотрении вдаль радиус кривизны передней поверхности хрусталика 10 мм, а при наибольшем напряжении аккомодации, т.е. при чётком видении максимально приближенного к глазу предмета, радиус кривизны хрусталика составляет 5,3 мм.

      Аккомодация глаза начинается уже тогда, когда предмет находится на расстоянии около 65 м от глаза. Отчетливо выраженное сокращение ресничной мышцы начинается на расстоянии предмета от глаза 10 и даже 5 м. Наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет ещё отчётливо виден, называется ближайшей точкой ясного видения (зрения). По мере усиления динамической рефракции вследствие увеличения напряжения аккомодации точка ясного видения всё больше приближается к глазу. При максимальном усилении динамической рефракции глаз оказывается установленным в ближайшей точке ясного зрения. Расстояние между дальнейшей и ближайшей точками ясного зрения определяет ширину, или область, аккомодации.

      С возрастом аккомодация изменяется. В 10 лет ближайшая точка ясного зрения находится на расстоянии менее 7 см от глаза, в 20 лет – 8,3 см, в 30 лет – 11 см, в 40 лет – 17 см, в 50 лет – 50 см, в 60 – 70 лет она приближается к 80 см. Постепенным уменьшением эластичности хрусталика обусловлено возрастное физиологическое ослабление объёма абсолютной аккомодации. В возрасте 65 – 70 лет ближайшая и дальнейшая точки ясного зрения совмещаются. Это означает, что аккомодационная способность глаза полностью утрачивается.

      Преломляющие свойства, или рефракция, обеспечивают фокусирование изображения на сетчатке. Для чёткого изображения необходимо, чтобы параллельные лучи от изображения сходились на сетчатке. При соразмерной клинической рефракции, или эмметропии, этот фокус совпадает с сетчаткой, при несоразмерных видах клинической рефракции, или аметропиях – не совпадает. При близорукости (миопии) лучи фокусируются впереди сетчатки, а при дальнозоркости (гиперметропии) – впереди неё. Это основные виды аномалии рефракции (см. Приложение)

      4. Близорукость и её причины.

      Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

      В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

      1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии — 85%.

      2. Неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

      3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока .

      4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

      При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

      В близоруком глазу параллельные лучи, идущие от далёких предметов, фокусируются впереди сетчатки, не доходя до неё. Это может быть связано со слишком длинной продольной осью глаза (больше 22,5 – 23,0 мм) или с большей, чем нормальная, преломляющей силой среды глаза (кривизна хрусталика больше). Такому глазу, преломляющая способность которого и без того велика, аккомодация помочь не в состоянии. Близорукий глаз хорошо видит только расположенные близко предметы. При близорукости назначают очки с рассеивающими двояковогнутыми стёклами, которые превращают параллельные лучи в расходящиеся. Близорукость в большинстве случаев врождённая, однако, она увеличивается в школьном возрасте от младших классов к старшим.

      В тяжёлых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслоению сетчатки. Поэтому своевременное ношение очков школьниками, страдающими близорукостью, является обязательным.

      Чем проявляет себя начало развития близорукости? Школьник заявляет, что он стал плохо видеть написанное на классной доске, просит пересадить его на первые парты. При чтении он приближает книгу к глазам, сильно склоняет голову во время письма, в кино или в театре стремится занять место поближе к экрану или сцене.

      Для близоруких характерно прищуривание глаз при рассматривании предметов. Стремление чрезмерно приблизить рассматриваемый объект к близоруким глазам, чтобы сделать его изображение на сетчатке более чётким, требует значительной нагрузки на мышечный аппарат глаза. Нередко мышцы не справляются с такой напряжённой работой и один глаз отклоняется в сторону виска или носа. Возникает косоглазие.

      При неосложнённой близорукости очки нередко восстанавливают полную остроту зрения. Прогрессирующая близорукость может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу.

      Близорукость обычно развивается под влиянием длительной и беспорядочной зрительной работы на близком расстоянии. Развитию близорукости способствуют недостаточное освещение рабочего место, неправильная посадка при чтении, письме, мелкий шрифт книг с неясной и бледной печатью.

      Рахит, туберкулёз, ревматизм и другие общие заболевания могут стать причиной растяжения глазного яблока, но чаще всего они создают благоприятную почву для развития близорукости.

      5. Дальнозоркость и её причины.

      Дальнозоркость является следствием короткой продольной оси глаза. Она бывает связана либо с неправильной формой глаза (укороченное глазное яблоко), либо с неправильной кривизной роговицы или хрусталика. В этих случаях изображение фокусируется сзади глаза.

      На сетчатке при этом получается расплывчатое изображение предмета. Для перемещения изображения на сетчатку дальнозоркий глаз должен усилить свою преломляющую способность за счёт увеличения кривизны хрусталика уже при рассматривании отдалённых предметов. Ещё большее напряжение аккомодации потребуется для ясного видения близко расположенных предметов. Если аккомодация не в состоянии обеспечить получение на сетчатке дальнозоркого глаза чётких изображений рассматриваемых предметов, необходимы очки с собирательными двояковыпуклыми стёклами, придающими проходящим через них лучам сходящееся направление.

      О степени дальнозоркости или близорукости судят по оптической силе стекла, которое, будучи приставленным к глазу в условиях покоя аккомодации, так изменяет направление падающих в него параллельных лучей, что они пересекаются на сетчатке. Оптическую силу стёкол измеряют в диоптриях.

      У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. По мере роста ребёнка размер глазного яблока увеличивается. К 9 – 12 годам у большинства детей глаза становятся соразмерными.

      Профилактика дальнозоркости и близорукости.

      Преобладающим видом рефракции в период детства является гиперметропия – дальнозоркость. Частота же эмметропии – нормальной рефракции – и миопии – близорукости, очень мала. В последующие возрастные периоды, по мере воспитания и обучения детей и подростков, частота гиперметропии снижается, а эмметропии и миопии возрастает. По сравнению с начальным периодом обучения к окончанию школы распространённость близорукости увеличивается в 5 раз.

      Дефицит света существенным образом влияет на формирование и прогрессирование близорукости. Наибольшая частота близорукой рефракции у детей и подростков, длительно проживающих в условиях Заполярья, при постоянном искусственном освещении в период полярной ночи, наблюдалась в тех школах, где уровень освещённости на рабочих местах в учебных помещениях был в 5 – 10 раз ниже гигиенических нормативов – 150 и 300 люкс соответственно при искусственном освещении от лампы накаливания и люминесцентных источников света.

      Острота и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются от начала к окончанию уроков, и это снижение тем резче, чем ниже уровень освещённости.

      С повышением уровня освещённости у детей и подростков увеличивается быстрота различения, возрастает скорость чтения. Очень низкая освещённость (порядка 30 люкс) влечёт падение устойчивости ясного видения почти на 70 %, тогда как снижение этой функции при освещённости рабочей поверхности в 200 люкс не превышает 15 %. В результате зрительной, умственной работы и трудовой деятельности острота зрения в условиях освещённости равной 30 люкс, начинает снижаться у школьников уже после первого урока и к пятому падает на 22 % по сравнению с уровнем до начала занятий. Если же занятия проходят при освещенности 100 люкс, то острота зрения от первого к третьему уроку у учащихся повышается, а снижение к концу занятий не достигает исходного утреннего уровня.

      Уровень освещённости существенным образом сказывается и на качестве работы, выполняемой учащимися. При освещённости рабочих мест в 400 люкс количество безошибочных работ составляло 74 %, при освещённости же в 100 люкс и 50 люкс – соответственно 47 и 37%.

      Значимым фактором в снижении остроты зрения, развитии и прогрессировании у учащихся близорукости от младших к старшим классам, при достаточных уровнях освещённости в учебных помещениях и выдержанности в нормативных пределах других параметров световой обстановки, оказывается учебная нагрузка, её продолжительность в течение дня, непосредственно связанная с необходимостью рассматривания объекта на близком и дальнем расстоянии. Рассмотрение объекта на близком расстоянии занимает у учащихся около 32% времени в IV классе, 67 – 68% — соответственно в VII и XI классах. Значительно меньше времени (18 – 26%) приходится на рассматривание объекта на расстоянии 3 – 8 метров. В школах математического и радиотехнического профилей, а также с преподаванием ряда предметов на иностранном языке среди подростков, юношей и девушек миопия регистрируется чаще, чем среди учащихся массовых школ.

      Существенно выраженной оказывается у детей и подростков взаимосвязь между частотой близорукой рефракции, состоянием фосфорно-кальциевого обмена и продолжительностью ежедневного воздействия на организм ультрафиолетовых лучей. У учащихся мало или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Вследствие этого претерпевает изменения тонус глазных мышц. Слабость этих мышц у детей и подростков при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности способствует развитию близорукости и её прогрессированию.

      В профилактике расстройств зрения имеет большое значение расстояние от глаз до верхней и нижней строки на странице книги или тетради. Разное расстояние до этих строк (при расположении книги на горизонтальной рабочей поверхности) вызывает утомление, поскольку форма хрусталика должна изменяться, чтобы текст мог быть ясно различим. В этом случае можно использовать специальную подставку, которая облегчит работу глаз и обеспечит правильную посадку в большей мере, чем обычная горизонтальная поверхность стола. Уголок школьника лучше всего располагать ближе к окну. Стол для занятий ставить таким образом, чтобы естественный свет падал слева от ребёнка.

      Гигиенические требования к искусственному освещению.

      Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещённости более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеяно. Неравномерное естественное и искусственное освещение, с блескостью рабочих мест, отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность школьников. Благоприятные изменения в зрительных функциях и работоспособности школьников под влиянием уроков труда оказываются тем существеннее, чем выше была освещённость рабочих мест. Эту закономерность проявляют все зрительные функции, наиболее значительно улучшавшиеся у школьников после работы в условиях освещённости рабочих мест равной 250 люкс и более. Окраска помещения, мебели и рабочего оборудования в светлые, тёплые тона при одной и той же мощности света намного повышает уровень освещённости помещений и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.

      Вместе с тем резкий солнечный свет и длительная инсоляция неблагоприятно сказываются на состоянии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Яркий, слепящий солнечный свет снижает Эффективность уроков. Такие неблагоприятные световые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света и при отсутствии каких-либо солнцезащитных приспособлений, особенно при чрезмерно увеличенной светонесущей поверхности окон.

      Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещённости на наиболее удалённом от окна месте достигает 1,75 – 2,0% (средняя полоса России). Для северных широт коэффициент естественной освещённости повышается, а для южных может быть снижен.

      Коэффициент естественной освещённости – величина постоянная, не меняющаяся от времени года и погоды, он представляет выраженное в процентах отношение освещённости в данное время в помещении к освещённости в то же время на открытом месте вблизи здания при рассеянном свете. Максимальным уровнем естественной освещённости считается 2000 люкс. Более высокие уровни естественной освещённости неблагоприятно сказываются на зрительных функциях и работоспособности человека.

      Приложение

      Положение дальнейшей точки ясного зрения (R) в глазу с эмметропической (Е), миопической (М) и гиперметропической (Н) рефракциями (F – задний главный фокус).

      Возрастная динамика некоторых анатомо-оптических показателей.

      Источник: https://works.doklad.ru/view/n4djL7jn4gg/all.html