Близорукость сообщение по физике

Оглавление:

Близорукость

Близорукость

Близорукость в общей популяции встречается довольно часто: по данным ВОЗ, миопией страдает 25—30% населения планеты. Чаще всего близорукость развивается в детском или пубертатном возрасте (от 7 до 15 лет) и в дальнейшем либо сохраняется на имеющемся уровне, либо прогрессирует. При близорукости световые лучи, исходящие от расположенных вдалеке объектов, собираются в фокус не на сетчатке, как в нормальном глазу, а впереди нее, вследствие чего изображение получается нечетким, расплывчатым, смазанным.

Состояние близорукости впервые было описано еще Аристотелем в IV в. до н. э. В своих трудах философ отмечал, что некоторые люди для лучшего различения удаленных предметов вынуждены прищуривать глаза и назвал данный феномен «миопс» (от греч. — «щуриться»). В современной офтальмологии близорукость имеет другое название – миопия.

Причины близорукости

В норме, при 100% зрении, параллельные лучи от находящихся вдали предметов, пройдя через оптические среды глаза, фокусируются в точку изображения на сетчатке. В миопичном глазу изображение формируется перед сетчаткой, а до световоспринимающей оболочки доходит только нерезкая и расплывчатая картинка. При близорукости такая ситуация возникает только при восприятии глазом параллельных световых лучей, т. е. при дальнем зрении. Лучи, исходящие от близких предметов, имеют расходящееся направление и после преломления в оптической среде глаза проецируются строго на сетчатку, формируя четкое и ясное изображение. Поэтому пациент с близорукостью плохо видит вдаль и хорошо вблизи.

Для ясного различения отдаленных предметов нужно придать параллельным лучам расходящееся направление, что достигается с помощью специальных (очковых или контактных) рассеивающих линз. Преломляющую силу линзы, указывающую на насколько необходимо ослабить рефракцию миопичного глаза, принято выражать в диоптриях (дптр) – именно с этой точки зрения и определяется величина близорукости, которая обозначается отрицательным значением.

В основе близорукости лежит несоответствие преломляющей силы оптической системы глаза длине его оси. Поэтому механизм близорукости, во-первых, может быть связан с чрезмерной длиной оптической оси глазного яблока при нормальной преломляющей силе роговицы и хрусталика. При близорукости длина глаза достигает 30 и более мм (при нормальной длине глаза у взрослого — 23- 24 мм ), а его форма становится эллипсовидной. При удлинении глаза на 1 мм. степень близорукости увеличивается на 3 дптр. Во-вторых, при близорукости может иметь место слишком сильная преломляющая сила оптической системы (свыше 60 дптр) при нормальной длине оптической оси глаза ( 24 мм ). Иногда при близорукости имеет место смешанный механизм — сочетание этих двух дефектов. В обоих случаях изображение предметов не может нормально фокусироваться на сетчатке, а формируется внутри глаза; при этом на сетчатку проецируются только фокусы от расположенных близко к глазу предметов.

В большинстве случаев близорукость является наследственной. При наличии миопии у обоих родителей близорукость у детей развивается в 50% случаев; при нормальном зрении родителей – только у 8% детей.

Частой причиной, способствующей развитию близорукости, выступает несоблюдение требований гигиены зрения: чрезмерные по продолжительности зрительные нагрузки на близком расстоянии, недостаточная освещенность рабочего места, длительная работа за компьютером или просмотр телевизора, чтение в транспорте, неправильная посадка при чтении и письме.

Нередко развитию истинной близорукости предшествует ложная близорукость, обусловленная перегрузкой цилиарной (аккомодационной) мышцы и спазмом аккомодации. Близорукости может сопутствовать другая офтальмопатология — астигматизм. косоглазие. амблиопия. кератоконус. кератоглобус .

Неблагоприятное влияние на зрительную функцию оказывают перенесенные инфекции, гормональные колебания, интоксикации, родовые травмы. ЧМТ. ухудшающие микроциркуляцию в оболочках глаза. Прогрессированию близорукости способствует дефицит таких микроэлементов, как Mn, Zn, Cr, Cu и др. неправильная коррекция уже выявленной миопии.

Классификация близорукости

Прежде всего, различают врожденную (связанную с внутриутробными нарушениями развития глазного яблока) и приобретенную (развившуюся под влиянием неблагоприятных факторов) близорукость.

По ведущему механизму развития близорукости выделяют осевую (при увеличении размера глазного яблока) и рефракционную миопию (при чрезмерной силе преломляющего аппарата).

Состояние, сопровождающееся прогрессированием близорукости на 1 и более дптр в год, расценивается как прогрессирующая миопия. При постоянном, значительном увеличении степени миопии говорят о злокачественной близорукости или миопической болезни, которая приводит к инвалидности по зрению. Стационарная близорукость не прогрессирует и хорошо корригируется с помощью линз (очковых или контактных).

Так называемая, транзиторная (временная) близорукость, продолжающаяся 1-2 недели, развивается при отеке хрусталика и увеличении его преломляющей силы. Данное состояние встречается при беременности, сахарном диабете. приеме кортикостероидов, сульфаниламидов, в начальной стадии развития катаракты.

По данным рефрактометрии и силе необходимой коррекции в диоптриях различают близорукость слабой, средней и высокой степени:

  • слабая — до -3 дптр включительно
  • средняя – от -3 до -6 дптр включительно
  • высокая – более -6 дптр

Степень высокой близорукости может достигать значительных величин (до -15 и -30 дптр).

Симптомы близорукости

Длительное время близорукость протекает бессимптомно и часто выявляется офтальмологами во время профосмотров. Обычно близорукость развивается или прогрессирует в школьные годы, когда в процессе учебы детям приходится сталкиваться с интенсивными зрительными нагрузками. Следует обратить внимание на то, что дети начинают хуже различать удаленные предметы, плохо видеть строчки на доске, стараются подойти поближе к рассматриваемому объекту, глядя вдаль, прищуривают глаза. Кроме дальнего зрения при близорукости ухудшается и сумеречное зрение: люди с миопией хуже ориентируются в темное время суток.

Постоянное вынуждение напряжение глаз приводит к зрительному утомлению — мышечной астенопии, сопровождающейся сильными головными болями. ломотой в глазах, болями в глазницах. На фоне близорукости может развиться гетерофория, монокулярное зрение и расходящееся содружественное косоглазие.

При прогрессирующей близорукости пациенты вынуждены часто менять очки и линзы на более сильные, поскольку через некоторое время они перестают соответствовать степени миопии и корректировать зрение. Прогрессирование близорукости происходит в связи с растяжением глазного яблока и часто встречается в подростковом возрасте. Удлинение передне-задней оси глаза при близорукости сопровождается расширением глазной щели, что приводит к небольшому пучеглазию. Склера при растяжении и истончении приобретает синеватый оттенок из-за просвечивающих сосудов. Деструкция стекловидного тела может проявляться «летанием мушек», ощущением «мотков шерсти», «нитей» перед глазами.

При растяжении глазного яблока отмечается удлинение глазных сосудов, нарушение кровоснабжения сетчатки, снижение остроты зрения. Ломкость кровеносных сосудов может привести к кровоизлияниям в сетчатую оболочку и стекловидное тело. Самым грозным осложнением близорукости может стать отслойка сетчатки и сопровождающая ее слепота .

Диагностика близорукости

Постановка диагноза близорукости требует проведения офтальмологических тестов. осмотра структур глаза, исследования рефракции. проведения УЗИ глаза .

Визометрия (проверка остроты зрения ) проводится по таблице с использованием набора пробных очковых линз и носит субъективный характер. Поэтому данный вид исследования при близорукости необходимо дополнять объективной диагностикой: скиаскопией. рефрактометрией. которые проводятся после циклоплегии и позволяют определить истинную величину рефракции глаза.

Проведение офтальмоскопии и биомикроскопии глаза с линзой Гольдмана при близорукости необходимо для выявления изменений на сетчатке (кровоизлияний, дистрофии, миопического конуса, пятна Фукса), выпячивания склеры (стафиломы), помутнения хрусталика и пр.

Для измерения передне-задней оси глаза и величины хрусталика, оценки гомогенности стекловидного тела, исключения отслойки сетчатки показано проведение УЗИ глаза.

Дифференциальная диагностика проводится между истинной близорукостью и ложной, а также транзиторной миопией.

Лечение близорукости

Коррекция и лечение близорукости может проводиться консервативными (медикаментозная терапия, очковая или контактная коррекция), хирургическими или лазерными методами.

Медикаментозные курсы, проводимые 1-2 раза в год, позволяют предотвратить прогрессирование близорукости. Рекомендуется соблюдение гигиены зрения, ограничение физических нагрузок, прием витаминов группы В и С, использование мидриатиков для снятия спазма аккомодации (фенилэфрина), проведение тканевой терапии (алоэ, стекловидное тело внутримышечно), прием ноотропных средств (пирацетама, гопантеновой кислоты), физиотерапевтическое лечение (лазеротерапия. магнитотерапия. массаж шейно-воротниковой зоны, рефлексотерапия ).

В процессе лечения близорукости используются ортоптические методики: тренировка ресничной мышцы с использованием отрицательных линз, аппаратное лечение (тренировка аккомодации, лазерстимуляция. цветоимпульсная терапия и др.).

Для коррекции близорукости производится подбор контактных линз или очков с рассеивающими (отрицательными) линзами. Для сохранения резерва аккомодации при близорукости, как правило, осуществляется неполная коррекция. При близорукости выше -3 дптр показано использование двух пар очков или очков с бифокальными линзами. При миопии высокой степени очки подбираются с учетом их переносимости. Для коррекции близорукости слабой средней степени могут быть использованы ортокератологические (ночные) линзы.

На сегодняшний день в офтальмологии разработано более двадцати методов рефракционной и лазерной хирургии для лечения близорукости. Эксимер-лазерная коррекция близорукости предполагает исправление зрения за счет изменения формы роговицы, придания ей нормальной преломляющей силы. Лазерная коррекция близорукости проводится при миопии до -12-15 дптр и выполняется в амбулаторных условиях. Среди методов лазерной хирургии при миопии наибольшее распространение получили LASIK. SUPER LASIK. EPILASIK. FemtoLASIK. LASEK. фоторефрактивная кератэктомия (ФРК ). Эти методы отличаются степенью воздействия и способом формирования поверхности роговицы, однако, по своей сути идентичны. Осложнениями лечения близорукости лазером может стать гипо- или гиперкоррекция, развитие роговичного астигматизма, кератита. конъюнктивита. синдрома сухого глаза .

К рефракционной замене хрусталика (ленсэктомии ) прибегают при близорукости высокой степени (до –20 дптр) и утрате естественной аккомодация глаза. Метод заключается в удалении хрусталика и помещении внутрь глаза интраокулярной линзы (искусственного хрусталика), имеющей необходимую оптическую силу.

Имплантация факичных линз. как метод лечения близорукости, применяется при сохранной естественной аккомодации. При этом хрусталик не удаляют, но дополнительно, в переднюю или заднюю камеру глаза имплантируют специальную линзу. Путем имплантации факичных линз проводится коррекция очень высоких (до –25 дптр) степеней близорукости.

Метод радиальной кератотомии ввиду большого количества ограничений в современной хирургии близорукости используется редко. Данный способ предполагает нанесение на периферию роговицы несквозных радиальных надрезов, которые срастаясь, изменяют форму и оптическую силу роговицы.

Склеропластические операции при близорукости проводят с целью остановки роста глаза. В процессе склеропластики за фиброзную оболочку глазного яблока заводятся полоски биологических трансплантатов, охватывающие глаз и препятствующие его растяжению. На сдерживание роста глаза направлена и другая операция – коллагеносклеропластика .

В ряде случаев при близорукости целесообразно проведение кератопластики – пересадки донорской роговицы, которой с помощью программного моделирования придается определенная форма.

Оптимальный метод лечения близорукости может определить только высококвалифицированный хирург-офтальмолог (лазерный хирург ) с учетом индивидуальных особенностей нарушения зрения.

Прогноз и профилактика близорукости

При соответствующей коррекции стационарной близорукости в большинстве случаев удается сохранить высокую остроту зрения. При прогрессирующей или злокачественной близорукости прогноз определяется наличием осложнений (амблиопии, стафилом склеры, кровоизлияний в сетчатку или стекловидное тело, дистрофии или отслойки сетчатки).

При высокой степени близорукости и изменениях глазного дна противопоказан тяжелый физический труд, подъем тяжестей, работа, связанная с длительным зрительным напряжение.

Профилактика близорукости, особенно у детей и подростков, требует выработки навыков гигиены зрения, проведения специальной гимнастики для глаз и общеукрепляющих мероприятий.

Большую роль играют профилактические осмотры, направленные на выявление близорукости у групп риска, диспансеризация лиц с миопией, проведение превентивных мероприятий, рациональная и своевременная коррекция.

Источник: https://krasotaimedicina.ru/diseases/ophthalmology/nearsightedness

Реферат

Липчанская Екатерина Игоревна

г. Москва

2006 год

Для темы своего проекта я выбрал глаз поскольку он является одним из тех органов чувств человека без которых мы практически не представляем жизнь возможной, глаз также заинтересовал меня как оптическая система. Своей задачей я поставил разобраться в принципе работы глаза и его строении. Для решения этой задачи я посчитал необходимым поставить ряд опытов наглядно показывающих принцип работы глаза — как оптической системы. С их помощью я хотел узнать больше о возможных дефектах работы глаза и по возможности выяснить, как с ними справиться.

Перед тем как перейти к зрению рассмотрим остальные органы чувств.

Внешние чувства

Хрусталиковый глаз

Хрусталиковый глаз это наиболее распространенный тип глаза на земле, как млекопитающие, птицы, рептилии, рыбы и головоногие моллюски так же и мы являемся обладателями хрусталиковых глаз.

Анатомия хрусталиково глаза

Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям сначала в подкорковые центры зрения, затем в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга.

Глазное яблоко занимает основное место в орбите или глазнице, которая является костным вместилищем глаза и служит также для его защиты. Между глазницей и глазным яблоком находится жировая клетчатка, которая выполняет амортизирующие функции и в ней проходят сосуды, нервы и мышцы. Глазное яблоко весит около 7 грамм. Форма глазного яблока представляет собой слегка сплюснутый в переднезаднем направлении шар.

Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек:

Наружная оболочка. Большая ее часть представляет собой белковую плотную непрозрачную ткань. Это склера или белок глаза. Спереди склера переходит в меньшую часть наружной оболочки – прозрачную роговицу. Место перехода склеры в роговицу называется лимб.

Роговица расположена на передней поверхности глаза, через нее в глазное яблоко проникают лучи света. Прозрачность роговицы объясняется уникальностью ее строения, в ней все клетки расположены в строгом оптическом порядке. В роговице происходит процесс преломления световых лучей.

Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Сосудистая оболочка состоит из: собственно сосудистой оболочки (хориоидеа) в заднем отделе глаза, ресничного или цилиарного тела в среднем отделе, переднего отдела – радужки.

Радужная оболочка или радужка глаза находится в переднем отделе глаза. Она состоит из рыхлой соединительной ткани и сети сосудов. В центре радужки находится отверстие — зрачок, который исполняет роль диафрагмы,процес регулируяции количества света, попадающего в глаз. Изменение диаметра зрачка под воздействием светового излучения называется реакция зрачков на свет или зрачковый рефлекс. Суживается и расширяется зрачок благодаря работе двух мышц расположенных в радужке. Это мышца, суживающая зрачок и мышца расширяющая зрачок.

Цвет радужной оболочки от количества в ней специальных клеток меланофоров, содержащих меланин. Чем больше меланина, тем темнее цвет радужки. По периферическому краю радужка переходит в ресничное или цилиарное тело. Ресничное тело снаружи прикрыто склерой. Оно имеет форму кольца и состоит из соединительной ткани, сосудов, ресничной мышцы и отростков ресничного тела. К отросткам ресничного тела при помощи специальной круговой связки прикрепляется хрусталик. Одной из важнейших функций ресничного тела является участие в процессе аккомодации. При сокращении ресничного тела связка ослабляется и хрусталик принимает более выпуклую форму, при этом улучшается видение ближних предметов, и, наоборот, при расслаблении ресничной мышцы, хрусталик принимает более плоскую форму, для улучшения зрения вдаль. Еще одной функцией ресничного тела является выработка внутриглазной жидкости, за счет которой питаются образования глаза, не имеющие собственных сосудов (роговица, хрусталик, стекловидное тело) и обеспечивается постоянное внутриглазное давление. Хориоидеа состоит из большого количества сосудов и занимает задние 2/3 сосудистой оболочки. Ее основная функция – питание сетчатки.

Внутренняя оболочка глазного яблока — сетчатка. Она представляет собой часть нервной системы и является первым отделом зрительного анализатора. В сетчатке световая энергия преобразуется в нервные импульсы. Происходит первичный анализ зрительной информации. Верхний слой сетчатки – пигментный. Он поглощает свет, уменьшая его рассеивание внутри глаза, и в нем же образуются зрительные вещества.

В следующем слое находятся отростки клеток сетчатки – палочек и колбочек. Отростки содержат зрительные вещества (зрительный пурпур) – родопсин (палочки) и йодопсин (колбочки). Палочки и колбочки передают нервное возбуждение находящимся далее биполярным клеткам, а те в свою очередь ганглиозным клеткам. Отростки этих клеток собираются в зрительный нерв. Оптически активную часть сетчатки можно увидеть при обследовании глаза. Она называется глазное дно. На глазном дне можно рассмотреть сосуды, диск зрительного нерва, а так же желтое пятно. Желтое пятно – это область сетчатки, где сосредоточено максимальное количество колбочек, отвечающих за цветовое зрение.

Внутренняя часть глазного яблока представляет собой:

· внутриглазную жидкость

· хрусталик

· стекловидное тело.

Внутриглазная жидкость располагается в передней части глаза. Пространство между роговицей и радужкой называется передней камерой глаза, между радужкой и хрусталиком – задней камерой глаза. Жидкость внутри камер постоянно циркулирует.

Хрусталик представляет собой прозрачное тело, имеющее форму чечевицы или двояковыпуклой линзы. При помощи круговой (цинновой) связки он подвешен к отросткам ресничного тела. Хрусталик участвует в преломлении световых лучей и в акте аккомодации.

За хрусталиком находится стекловидное тело. Оно занимает основную часть полости глазного яблока. Это прозрачная студнеобразная масса, содержащая 98% воды. Стекловидное тело участвует в преломлении световых лучей. а также поддерживает тонус и форму глазного яблока.

К защитному аппарату глаза относятся: веки, глазница. Верхнее и нижнее веки обеспечивают защиту глазного яблока от попадания различных предметов. Они смыкаются даже при движении воздуха и при малейшем прикосновении к роговице. При помощи мигательных движений век с поверхности глазного яблока убираются мелкие частицы пыли и равномерно распределяется слезная жидкость. Свободные края век плотно прилегают друг к другу при их смыкании. Кожа век тонкая, легко собирающаяся в складки. Подкожная клетчатка содержит чрезвычайно мало жира.

Внутренняя поверхность век покрыта слизистой оболочкой – конъюнктивой. Конъюнктива имеет множество нервных окончаний, а ее клетки выделяют специальный секрет, смазывающий поверхность глазного яблока.

Прохождение света

На пути света в глаз лежит несколько оптических тел:

1. Роговица — это линза, на долю которой приходится 40 диоптрий из всех 60 диоптрий общей преломляющей силы глаза. То есть, роговица — самая сильная линза в оптической системе глаза. Это является следствием разницы показателей преломления воздуха, находящегося перед роговицей, и показателя преломления её вещества.

Выйдя из роговицы, свет попадает в заполненную жидкостью так называемую переднюю камеру глаза — пространство между внутренней поверхностью роговицы и радужкой.

  1. Радужка представляет собой диафрагму с отверстием в центре — зрачком, диаметр которого может меняться в зависимости от освещения, регулируя поток света, попадающего в глаз.
  2. За радужкой располагается хрусталик — ещё одна линза, преломляющая свет. Оптическая сила этой линзы меньше, чем у роговицы — она составляет примерно 18-20 диоптрий. Хрусталик по всей окружности имеет похожие на нити связочки (так называемые цинновые), которые соединяются с цилиарными мышцами, располагающимися в стенке глаза. Эти мышцы могут сокращаться и расслабляться. В зависимости от этого цинновы связки могут также расслабляться или натягиваться, в результате чего радиус кривизны хрусталика меняется — поэтому человек может видеть чётко как вблизи, так и вдали.
  3. За хрусталиком располагается стекловидное тело, занимающее большую часть глаза и придающее ему форму. Других функций оно не имеет, а свет практически не преломляет. Оно имеет желеобразную структуру
  4. После прохождения через все вышеперечисленные структуры свет попадает на сетчатку, играющую в глазу роль фотоплёнки. Состоящая из девяти слоёв клеток, сетчатка предназначена для преобразования световой энергии в энергию нервного импульса.

    Миллионы маленьких клеток сетчатки, называемые фоторецепторами, превращают световую энергию в энергию нервных импульсов и посылают её в мозг.

Дефекты зрения

Существует множество дефектов зрения, как глаукома, катаракта и.т.д. Мы же рассмотрим только близорукость и дальнозоркость так как они являются в той или иной степени знакомы всем нам и эти проблемы возникают из-за сбоя глаза, как оптической системы.

Близорукость

Близорукость возникает если фокус оптической силы глаза находится перед сетчаткой, и наилучшее изображение предмета на расстоянии 5-ти метров от глаза формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Миопия возникает, если преломляющая сила оптических сред глаза слишком велика для длины глаза, или, наоборот, длина глаза слишком мала для преломляющей способности оптического аппарата глаза. Аккомодация в этом случае не помогает, так как она может только увеличить оптическую силу сред глаза, а не уменьшить. Количество диоптрий, на которое нужно уменьшить преломляющую силу глаза, для того, что бы он стал эмметропическим, определяет степень миопии. При близорукости, дальнейшая точка ясного видения предмета находится ближе 5 метров. Пациенты нуждаются в аккомодации только на более близких расстояниях, а пациенты степень близорукости которых достигает трех диоптрий совсем не нуждаются в аккомодации ближе расстояния 33 см, на котором собственно и производится работа зрения вблизи.

Близорукость определяется увеличенной преломляющей способностью хрусталика. Чаще всего такой вид близорукости возникает при изменениях хрусталикового ядра, возникающих у больных сахарным диабетом, и при некоторых врожденных формах катаракт. Иногда возникает лекарственная лентикулярная близорукость, при поражении ткани хрусталика из-за приема некоторых лекарств (фенотиазин, гидролазин, хлорталидон).

Миопическая болезнь возникает, когда длина глаза оказывается слишком большой обычно за счет роста передней части глазного яблока. Вначале это бывает физиологическая близорукость, но при миопической болезни процесс не стабилизируется на каких-либо цифрах близорукости, а прогрессирует постоянно и глазное яблоко продолжает свой рост. Глазное яблоко при миопической болезни увеличено в размерах, глазная щель расширена, зрачок обычно широкий, передняя камера глаза глубокая.

Пациенты с близорукостью жалуются на ослабление зрения вдаль, которое постепенно увеличивается. Часто такие пациенты прищуриваются, так как при этом площадь зрачка уменьшается, уменьшая рассеивание лучей света, и зрение несколько улучшается. Увеличение глазного яблока в размерах вызывает изменение его структур. Увеличивается радиус кривизны роговицы.

Дальнозоркость

При дальнозоркости или гиперметропии фокус оптической системы глаза (формирование наилучшего изображения) находится позади сетчатки. Такую рефракцию называют еще слабой рефракцией по отношению к данному глазу. Т.е рефракция маловата относительно переднезаднего размера глаза.

При гиперметропии уменьшена величина глазного яблока спереди назад, уменьшена глубина передней камеры глаза, обычно более узкий зрачок. В таком глазу четкое изображение могли бы дать сходящиеся лучи, но в природе таких лучей не существует. При отсутствии четкого изображения предмета на сетчатке, включается механизм аккомодации, который позволяет добавить глазу недостающие диоптрии и переместить изображение предмета на сетчатку. При дальнейшем приближении предмета к глазу, при гиперметропии степень аккомодации должна увеличиваться в большей степени, чем у глаза с нормальной рефракцией. Поэтому у гиперметропов резервы аккомодации заканчиваются раньше, и раньше возникает пресбиопия и для ее коррекции нужны более сильные линзы.

Пациент с дальнозоркостью при отсутствии аккомодации видит нечетко предметы на любых расстояниях, причем при приближении предмета к глазу, зрение ухудшается. На более близких расстояниях лучи от предметов окружающей среды становятся расходящимися и гиперметропическому глазу сфокусировать их еще тяжелее, чем параллельные лучи из бесконечности. Требуется дополнительное усилие аккомодации. Термин дальнозоркость объясняется тем, что вдали такой пациент видит все-таки лучше, чем вблизи.

Дальнозоркий человек может держать текст очень близко от глаз, потому, что это увеличивает изображение текста на сетчатке. Однако изображение не становится лучше, просто оно увеличено. Пациент часто щурится, пытаясь помочь аккомодации, что может способствовать развитию блефаритов и конъюнктивитов, наряду с постоянным напряжением ресничной мышцы.

· гиперметропия слабой степени — до 2,0 диоптрий

· гиперметропия средней степени – до 4,0 диоптрий

· гиперметропия высокой степени – более 4,0 диоптрий.

При гиперметропии слабой степени глаз с помощью аккомодации справляется со своей задачей. А при гиперметропии средней и высокой степени требуется коррекция и для дали, и для близких расстояний.

· Коррекция зрения при гиперметропии производится с помощью очковых стекол, контактных линз и хирургических методов. Коррекцию необходимо производить своевременно, особенно у детей.

Подбор линз осуществляют отдельно на каждый глаз. Контактные линзы имеют некоторое преимущество перед очками. Они не ограничивают поле зрения, обеспечивая хороший обзор при повороте глазных яблок, незаметны для окружающих. Однако при их ношении может развиваться индивидуальная непереносимость. При нарушении правил использования контактных линз могут возникнуть воспалительные заболеваний слизистой оболочки глаз.

Источник: https://bestreferat.ru/referat-404332.html

??????????????? ????? ?????? 7-11 ??????

???? 1. ???? ? ??????. ???????????? ? ??????????????. ????

?????????? ?????????: ?????? ? ????????.

????????????? ???????:

1. ?? ????? ???????????: ?????? ????? ????????; ?????? ????????? ????? ? ????????????; ???? ?? ???????????? ? ??????????????.

??? ?????

??????? ??????. ??????, ??????? ?? ????? ?? ????? ??????? ???? ????????, ???????, ?????? ?? ?????, ??????, ????? ?????? ??????? ????? ? ??? ??? ???????????.

???? ?????? ?? ????? ???????? ????? ????????????? (?????? ????????? ????? ? ????????????), ??? ??? ?????????? ??????? ?????, ?????? ???????????, ?????? ? ?????????? ????????????.

??? ?? ???????????? ???? ???????? (?? ?????? ????????)?

??????? ????????. ???? ???????? ? ?????? ???????? ????? ????? ???????????? ????? (???. 1).

???. 1. ???????? ????? ????????

??????? ?????? ???????? ????? ??????? ???????? 25 ??. ???? ??????? ??????? ?????????, ?????????? ??????? (1). ???????? ????? ?????? ? ??????? ????????, ??? ???????? (10), ?????????. ?? ????????? ??????????? ???????? ???????? (7), ??????? ? ?????? ????? ????? ?????? ????. ????? ????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????????? ???????? (5) ??? ???????? ??????.

??????? ??????. ???????? ????? ????? ??????????? ??????? ????????? ????? 12 ?? ? ???????? 1 ??. ?????? ???????? ?? ? ??????? 8 ??. ?????????? ??????????? 1,38.

??????? ????????. ? ?????? ???????? ???????? ??????? ????????? ? ?????? (6), ?????? ???????? ??? ?????? ???????? ???????, ??????????? ?? ??????????? ??????? ???????, ????? ????????.

??????? ??????. ?????? ???????? ?? 2?3 ?? ??? ????? ????????? ?? 6?8 ?? ??? ??????. ????? ??????? ???????????? ?????????? ?????, ??????????? ?????? ?????.

??????? ????????: ??????????????? ?????? ?????? ????????? ????????? (5), ?????????? ? ??????? ????.

??????? ??????: ????????? ?? ????? ?????? ? ?????????????? ?????. ??????? ??? 8?10 ??. ?????? ???????? ???????? ??????????? ? ??????? 10 ??, ? ?????? 6 ??. ?????????? ??????????? ???????? ?????????? 1,44.

??????? ????????. ????????? ??????? ???????, ?????????????? ??? ? ?????? (9). ?? ??????????? ??????????? ???????????? ???? (4). ??? ????????? ? ????????? ??? ????????? ????? ?????.

??????? ??? ??????? ???????? ????????? (?????????) (3), ??????? ????????? ? ?????????? ???????? (2). ???????? ???????? ????? ??????? ????? 0,5 ?? ? ??????? ?? ?????????? ?????, ?????????? ??????? ??????????? ?????. ???????? ??????? ?? ??????? ? ???????? ? ??????? ??????, ?? ??????? ??????????? ???? ? ???????? ????. ????? ????? ????????. 7 ? 106, ? ???????. 100 ? 106. ???????? ????????????? ? ??????????? ????? ????????, ? ?????? ?????, ? ???????? ? ??? ??????????? ????. ??????? ??????????? ??????? ??????? ? ?????????????? ?????? ????????.

??????? ????? ??????? ?????????????????????, ?? ?? ???????????? ?????????? ?????.

???. 2. ????????????? ??????????? ???????? ????? ????????

???????? ????? ????? ?????? ????????????????????? ? ??????? ???????? ?????.

??????? ??????. ?????????? ??????? ????? ? ????????, ?????????, ???????????? ????. ??????? ?????????? ??? ??????? 00 ???????? ????? ?????????????? ?????? ????????, ?????? ? ??????????.

??????? ????????. ? ????? ????????? ??? ?????????? ??? 00′, ?????????? ????? ????? ?????????? ? ?????? ?????. ? ???? ??????????? ???? ????? ????????? ?????????????????????.

??????? ??????. ?????????? ? ?????????? ??? ???????? ????????? ????. 5?.

??? ?? ?????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????

????, ???????? ? ????, ???????????? ?? ???????? ??????????? ????? (????????) ?? ??????? ?? ? ????????. ??????? ?? ???? ???????????? ???? ???????? ????? ?????????? ?????????? ???? (40 ????). ????? ????, ??????? ????? ?????????, ??? ????????????. ?????????? ???? ?????????? 16?20 ????. ???? ??? ???????????? ? ???????? ?????? ? ???????????? ????, ?????????? ???? ???????? 3?5 ????. ????, ?????????? ???? ????? = 63 ????, ????????? ???? ?? ???????? ????? ?????????? ??????????????, ??????????? ? ???????????? ??????????? ??????????????? ?????????.

??????? ????????. ????, ????? ?? ????????? ??????????? ?????, ?? ??????? ??????? ????????, ?????????? ??? ?????????. ??????????? ?? ??????? ???????? ?????????? ? ????, ? ??????? ???????? ?????????? ???????????, ?? ???? ????? ????????. ??????? ?????? ?????????????? ??????, ??????? ?? ???????? ???????????? ?? ?????????????.

??????? ??????. ?????? ???????, ????? ??????? ?? ???????? ????????? ?????? ???????????, ????? ?? ????????? ?????? ? ?????????? ???????? ?? ??????? ? ????????. ??? ?????????? ??????, ??? ???????? ?????????? ??????????. ????? ?? ??????? ?? ??????? ????????, ?? ???????? ?????????? ???????????? ????????.

??????? ????????. ? ???? ?????? ?????, ?????????????? ?????????, ????? ??????????? ? ????????? ????? ???????. ? ????? ????????? ?????? ?? ??????????? ????????, ?? ????? ??????? ????????? (???. 3).

???. 3. ??????????? ?????

??????? ??????. ????? ???????? ?????????? ? ?????????? ???? ?????????????.

??????? ????????. ??????????? ????? ????????????????? ? ??????? ??? ?? ???????, ??? ? ?? ??????? ??????????, ?????????? ???????????? ?????. ?????? ??????????? ????? ?????????, ????? ??????? ????????? ?? ?????????? 12 ?? ?? ?????. ?????????? ???????? ???????? ?? ?????????? 12 ??, ??? ?? ??????????? ?????????? ?????????? ?????? (??????????? ???????? ?? ????), ??? ??????? ?????? ????????? ????? ????????????? ??? ?????????? ??? ??????????? ?????, ? 25 ??. ??? ??????? ?????????, ????? ??????, ???????, ????? ? ?. ?.

??????? ??????. ?? ????? ???????????? ???? ?????? ????? ????????

??????? ????????. ??-??????, ?? ????? ??????? ????????????, ?? ???? ????????????? ???? ??????. ??-??????, ?????? ????? ??????? ????????? ?????????, ????? ??????? ????????? ?????, ? ????? ?????? ?? ???. ???? ? ???, ??? ?? ???????? ?????? ? ??????? ????? ?????????? ?????? ???????????, ?? ??? ?? ????? ???????? ????? ? ??????. ? ??? ????? ???????, ??? ???????? ??? ????????, ??? ? ??????? ??????????? ??????? ? ??????????, ???? ??????????? ????????? ? ????? ???????? ? ????. ????????? ?????? ????? ???????, ?? ????? ???????? ?? ????????, ? ?????????.

??????? ??????.

?????? ????????? ??????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?? ???????? ?????.

??? ??????????, ???? ???? ??????????. ???? ?????????? ??????????, ???? ?? ? ????????????? ????????? ???????? ???????????? ???? ? ?????, ??????? ?? ????????.

?? ???? ?????????? ????? ? ???????????? ??? ??????????????. ??? ???????? ?? ?????????? ????????? ????? ?????????? ??????? ?????????.

???. 4. ????????? ?????:

? — ???????????; ? ? ????????????; ? ? ??????????

??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ??????? ????????? ???????? ?? ?????????? ?? ????????? ? ?????????? ?????? (???. 4 ?).

??????? ??????. ??????, ?????????? ?????????? ????? ????, ? ???????? ????? ??? ????????? ????????? ??????? ????? ????? ?????? ?????. ?????, ???? ??????? ????????? ?? ?????????? 25 ?? (?????????? ?????????? ??????), ?? ??????????? ?????????? ?? ?? ???????? (??? ? ??????????? ?????), ? ????? ? ??????????, ??????? ????????. ???????, ????? ??????????? ????????? ?? ????????, ???? ?????????? ??????? ? ?????. ?????????????, ? ?????????? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????? 25 ??.

??????? ????????. ???????????? ????? ???? ??????????? ???, ??? ???????? ???? ??????????? ????? ? ??????????, ?? ????????? ? ?????? ??????????.

??????? ??????. ??????, ???????????? ???????? ????, ? ???????? ????? ??? ????????? ????????? ??????? ???? ????? ?? ?????????. ??????????? ???????? ?????????? ?? ????????? ?????? ?????. ???? ??????? ??????? ?? ?????, ?? ??????????? ???????? ?? ????????. ??????? ? ???????????? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????? 25 ??.

??????? ????????. ??????? ? ???????????? ???????? ???? ? ???????? ?????????? ??? ????? ????????? ? ???????? ???????????? ??? ??????????????. ????, ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ? ??????? ???????? ?????????? ?????????????. ??? ??????????? ???, ??? ?????, ????????? ?????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ???????????. ?????????? ??? ? ??-?? ?????????? ??????????, ????????? ??????????? ????????? ? ????????.

?? ???????????? ? ?????????????? ??????????? ??????????? ?????.

??????? ??????. ????? ?? ???? ??????? ????????? ??? ?????????? ???? ??????????? ???????

? ?????????? ????? ??????????? ????????? ?????????? ?????? ?????, ?? ???? ??????? ????????. ????? ??? ????????????? ?? ????????, ???? ????????? ?????????? ???? ???????????? ??????? ?????. ??? ????? ????????? ???????????? ????? ? ????? (???. 5 ?).

?????????? ???? ??????? ????????????? ????? ???? ???????, ????? ??????????? ?????? ?? ????????, ??????? ? ????? ?????????? ?????????? ????? (???. 5 ?).

???. 5. ??????????? ????????? ?????:

? ? ????????????; ? ? ??????????

??????? ????????. ??????????? ????? ??????? ??????? ?????? ??? ?????, ??????? ?????????? ??????.

??????? ??????. ? ??? ????? ????????? ?????. ?? ???????? ? ???????? ? ???????? ???????? ??????? ????? ?????? ????? ? ?????. ????????? (XV?XVII ?????) ?????? ?????????? ? ????? ??????? ????? ????????, ????? ??????? ?? ????? ????????????, ?????? ???. ??? ??????????????? ????????? ?????? ? ???? ???????? ???????????? ????? ??????, ???????????? ????? ?????????????? ?????. ???? ????????? ???????, ??? ?????? ? ?????? ? ????? XIII ???? ????????? ?????? ????. ? ?????? ???? ????????? ? ????? XV ????. ??????? ??????????? ?????? ???? ?????????????? ?????? ?? ??????? ?????. ????? ????????? ??????? ??????? ?????? ? ????????????? ??????. ?? ??????? ????? ??????? ??? ??????? ?? ???. ?????????? ???? ??????????? ??????????? ???.

????, ??? ??????????? ???????????? ????????? ???? ? ?????????, ????????????? ???????. ???? ???????, ????????, ????? ????, ?????????? ???? ??????? -3 ????, ?? ?????? ?? ??????????. ? ????? ??? ???????????? ???? ?????????? ????????, ?????????? ?????. ????? ???? ????? ?????, ????????, ?????????? ???? +3 ????.

??????? ????????. ?? ?????????? ????? ???????? ???? ??? ?????? ?????????? ????????? ? ?????? ?????. ???? ????????? ????? ??????, ??? ?????? ???????? ????? ????? ???? ? ???? ??????????? ??????????? ????? ?????????? ???????? ???????????? ? ??????? ????????.

??????? ??????. ??????, ??? ?? ????????, ????? ???? ??? ?????????? ?????, ? ????? ??? ????????????? ??????????? ????? ??????. ???? ???? ??? ?????????? ???? ? ????? ?? ???, ??????????, ???? ????, ? ? ???????????? ???? ???? ???. ??? ??????? ? ???, ??? ? ???????????? ???? ?????? ??????, ? ? ?????????? ? ??????????????.

??????? ????????. ??????, ? ????? ????? ? ?????????????? ????????? ????? ??????????? ????????????? ????? ????? ????, ??????????????? ?? ???? ????????????. ?????? ????? ???? ????? ????? ????? ????? ? ???????? ???????. ? ??? ????? ?????????? ??????? ????????? ? ???????????? ???????????.

???. 6. ????? ????????? ?????????????? ????????? ????:

? ? ???? ????; ? ? ???? ?????; ? ? ???? ????????

??????? ??????. ??????????? ????? ? ??? ??????????? ???????????? ??????????.

??????? ????????. ????? ???????? ?????? ???????. ? ??????, ????? ??????? ?????? ?????????? ?????. ????? ???????????????????? ???????? ??????? ????? ????????, ?????? ????????? ???????? ????? ??? ???????, ???????? ????????. ? ?????? ???????, ???????? ? ?????, ??? ??????????? ?? ????? ??????, ??? ???? ????? ????? 180?.

??????? ??????. ??????? ?? ?????, ??????, ?? ????????????? ? ????? ?? ??????? ?????? ? ???????. ?????? ???????? ?????, ??????? ?????, ? ???, ??? ??? ??????? ???????????? ???????? ?????. ????????? ? ??? ???????????? ??????????? ????? ??? ????? ???????????, ????? ????????? ??????????? ???????.

??????? ????????. ???????, ??? ????????? ??? ???? ????????? ?????:

1) ??????????? (???????????????);

2) ???????????? (??????????????????);

3) ?????????? (???????????).

??????? ??????. ?? ????????? ? ????? ????? ???????? ? ???????. ?????? ??????? ????? ? ????? ???? ????????? ? ? ?????? ?????????. ??????? ?? ????? ?? ????????? ?????? ?????????? ?????? ? ?????.

Источник: https://compendium.su/physics/8-11klas/3.html

Близорукость и дальнозоркость. Очки

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Близорукость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.

Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света.

Дальнозоркость — это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.

Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.

Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».

Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.

Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.

Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.

Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.

Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?

При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, –2 дптр, то это означает, что тот близорук.

При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков, оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

. 1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость? 2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость? 3. В магазине в отделе «Оптика» имеются в продаже очки: +2 дптр, –0,25 дптр, –4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки? 4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

Источник: https://phscs.ru/physics9g/glasses

Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки. — презентация

Похожие презентации

Презентация на тему: » Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки.» — Транскрипт:

1 Презентация по физике. Выполнила учащаяся 11 класса МОУ СОШ 15 Комарова Анастасия. Учитель: Касерес Марина Олеговна Глаз, зрение, аккомодация, очки.

2 Глаз. Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая по своему действию аналогична оптической системе фотоаппарата. Глаз имеет почти шарообразную форму и диаметр около 2,5 см. Снаружи он покрыт защитной оболочкой 1 белого цвета – склерой. Передняя прозрачная часть 2 склеры называется роговицей. На некотором расстоянии от нее расположена радужная оболочка 3, окрашенная пигментом. Отверстие в радужной оболочке представляет собой зрачок. В зависимости от интенсивности падающего света зрачок рефлекторно изменяет свой диаметр приблизительно от 2 до 8 мм, то есть действует подобно диафрагме фотоаппарата.

3 Между роговицей и радужной оболочкой находится прозрачная жидкость. За зрачком находится хрусталик 4 – эластичное линзоподобное тело. Особая мышца 5 может изменять в некоторых пределах форму хрусталика, изменяя тем самым его оптическую силу. Остальная часть глаза заполнена стекловидным телом. Задняя часть глаза – глазное дно, оно покрыто сетчатой оболочкой 6, представляющей собой сложное разветвление зрительного нерва 7 с нервными окончаниями – палочками и колбочками, которые являются светочувствительными элементами.

4 Зрение. У глаза существует расстояние наилучшего зрения, то есть расстояние от предмета до глаза, при котором удобнее всего (без чрезмерного напряжения) рассматривать детали предмета (например, читать мелкий текст). Это расстояние у нормального глаза условно полагают равным 25 см. При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость) Расстояние наилучшего зрения у близорукого глаза меньше, а у дальнозоркого больше, чем у нормального глаза.

5 Аккомодация. Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией. Область аккомодации глаза можно определить положением двух точек: дальняя точка аккомодации определяется положением предмета, изображение которого получается на сетчатке при расслабленной глазной мышце. У нормального глаза дальняя точка аккомодации находится в бесконечности. ближняя точка аккомодации – расстояние от рассматриваемого предмета до глаза при максимальном напряжении глазной мышцы. Ближняя точка нормального глаза располагается на расстоянии 10–20 см от глаза. С возрастом это расстояние увеличивается.

6 Очки. Для исправления дефекта зрения служат очки. Для дальнозоркого глаза необходимы очки с положительной оптической силой (собирающие линзы), для близорукого – с отрицательной оптической силой (рассеивающие линзы).

7 Для наблюдения удаленных предметов оптическая сила линз должна быть такой, чтобы параллельные пучки фокусировались на сетчатке глаза. Глаз должен видеть через очки мнимое прямое изображение удаленного предмета, находящееся в дальней точке аккомодации данного глаза.

8 Очки для «ближнего зрения» (например, для чтения) должны создавать мнимое изображение предмета, находящегося на расстоянии d = 25 см (то есть на расстоянии наилучшего зрения нормального глаза), на расстоянии наилучшего зрения данного глаза. Вследствие сужения области аккомодации у многих людей очки для ближнего зрения должны обладать большей (по модулю) оптической силой по сравнению с очками для рассматривания удаленных предметов.

Источник: https://myshared.ru/slide/120007