Близорукость теннис

Близорукость у детей – это состояние, возникающее в детском возрасте и характеризующееся тем, что изображение предметов фокусируется непосредственно перед сетчаткой глаза, а не на ней, как должно быть в норме. При этом ребенок может хорошо видеть предметы, расположенные вблизи, и размыто объекты, находящиеся в удалении от него.

Миопия у детей может быть, как стационарной, то есть зрение ухудшается до определенной степени и более не падает, так и прогрессирующей. Последний вид чрезвычайно опасен, так как зрение постепенно ухудшается, иногда с высокой скоростью, до нескольких диоптрий в год.

Симптомы близорукости у детей

Для того, чтобы определить у ребенка наличие близорукости, важно регулярно приводить его на осмотр к офтальмологу. Дети не всегда в состоянии понять и выразить словами, что с его зрением что-то не в порядке. Поэтому родителям необходимо быть предельно внимательными и уметь распознать первые симптомы болезни у ребенка.

В зависимости от его возраста, насторожить должно следующее:

Если в возрасте трех месяцев малыш не в состоянии зафиксировать взгляд на ярком предмете или игрушке. Однако установить близорукость на столь раннем этапе развития малыша, сможет только офтальмолог, проведя осмотр.

Наличие косоглазия, которое нередко сопровождает детскую близорукость. Это состояние родители к 6 месяцам могут заметить самостоятельно.

В старшем возрасте, примерно к году, ребенок начинает прищуриваться, пытаясь рассмотреть предметы, расположенные вдалеке. К тому же можно заметить учащенное моргание, появляется привычка морщить лоб, подносить игрушки близко к глазам.

Причины развития близорукости у детей

В детском возрасте близорукость может быть, как врожденной, так и приобретенной, а также перешедшей по наследству.

Болезнь, перешедшая от родителей к детям по наследству. Этот фактор является самым мощным толчком к развитию близорукости, особенно если от нее страдают оба родителя.

Врожденные патологии, как глаукома. синдром Дауна. пороки развития хрусталика и роговицы. Все это приводит к возникновению и развитию миопии в течение первого года жизни ребенка.

Нельзя исключать такие факторы, как длительный просмотр телевизора, компьютерные игры, отсутствие гигиены зрения.

Частые инфекционные заболевания, и их осложнения в виде тонзиллитов. гайморитов. разросшихся аденоидов могут привести к формированию близорукости. Кроме того, влияние на зрение оказывают такие «детские болезни», как: скарлатина. корь. дифтерия .

Нарушение осанки и развития опорно-двигательного аппарата в целом – сколиоз. плоскостопие.

Патологии развития сосудов.

  • Быстрый рост и гормональная перестройка организма в детском возрасте нередко становятся причинами формирования миопии.

  • Ложная близорукость у детей

    Часто у ребенка проявляется такое состояние, как ложная близорукость. Это происходит из-за того, что у них наблюдается спазм аккомодационной мышцы из-за длительного зрительного напряжения. Это происходит при продолжительном письме и чтении, при несоблюдении гигиены зрении, при нарушении освещения во время занятий.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

    Для того, чтобы составить адекватную схему лечения детей с близорукостью, необходимо определить степень её развития. Она, как и взрослых, встречается трех видов: высокая, средняя и низкая. Если ребенок не страдает от осложнений болезни, а её прогрессирование не превышает 0,5 диоптрий в год, то возможно занять выжидательную позицию.

    В-третьих, это физиотерапевтические методы лечения детской близорукости. Сюда входит лазерная терапия, вакуумный массаж, тренировка аккомодационной мышцы на специальных аппаратах, электрофорез, электростимуляция и прочие методы воздействия на зрительный аппарат. Возможно санаторно-курортное лечение в детских оздоровительных лагерях и профилакториях.

    В-четвертых, это хирургическое вмешательство. Операция назначается тогда, когда у ребенка наблюдается высокая степень развития болезни или она имеет тенденцию к прогрессированию. Детям может быть показано такое оперативное лечение, как склеропластика, которое сводится к укреплению склеры. Что касается популярного метода лазерной коррекции, то его нельзя проводить до того момента, пока ребенок не достиг совершеннолетия.

    Следуя несложным рекомендациям можно сохранить зрение ребенка:

    Глазам необходим регулярный отдых. Любое длительное зрительное напряжение грозит развитием миопии. Мышцы детских глаз постоянно находятся в тонусе, хрусталик перенапрягается, а зрачок не расширяется. Помимо этого, ребенок при работе меньше моргает, что приводит к пересыханию роговицы, возникает дискомфорт в глазах, появляется раздражение и жжение. Все это может спровоцировать развитие болезни. Поэтому так важно не допускать того, чтобы ребенок занимался более 40 минут. А для младших школьников ежедневный просмотр телевизора или работа за компьютером не должна превышать полутора часов в сутки.

    Нельзя разрешать ребенку читать книги в любом виде транспорта, а также в положении лежа. Формирование такой привычки, особенно в детском возрасте, обязательно негативно отразиться на зрении ребенка. При постоянной тряске, аккомодационному аппарату придется все время подстраиваться под изменяющиеся условия, постоянно находиться в напряжении. Такие зрительные нагрузки крайне опасны для формирующегося аппарата малыша. Если читать книгу лежа в постели, то происходит недостаточное кровоснабжение глазных мышц из-за пережатия кровеносных сосудов. Когда ребенок переворачивается набок, один глаз становится ближе расположен к зрительному объекту, а другой дальше. Это приводит к усложнению фокусировки и перенапряжению глаз.

    Важно, чтобы ребенок получал полноценное питание, а его рацион был сбалансированным. Это позволит снабжать орган зрения всеми необходимыми микроэлементами и витаминами. Если уже поставлен диагноз «близорукость», то стоит разнообразить меню ребенка рыбой, молочными продуктами, зеленью, яйцами, фруктами и овощами, прошедшими минимально необходимую тепловую обработку. Таким образом, детским глазам удастся лучше справляться с возросшими на них нагрузками, а значит, эффективней бороться с миопией.

    Важно грамотно организовывать детский досуг. Нередко дети после длительной работы за школьной партой, дома сразу же начинают приступать к выполнению заданий. После завершения домашней работы ребенок садиться за компьютер и с увлечением отдается виртуальным играм. Риск развития близорукости при таком распорядке дня крайне высок. Поэтому важно, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе. Помогают тренировать зрение и предупреждать формирование миопии такие подвижные игры, как теннис и бадминтон.

    Не лишней станет защита детских глаз от воздействия ультрафиолетовых лучей. Чрезмерно яркий свет может спровоцировать развитие болезни. Когда на улице солнечная погода, ребенка стоит приучать пользоваться темными очками. Если он слишком мал, то отличным решением станет панама с широкими полями.

    Стоит отдельное внимание уделить освещенности рабочего места, за которым занимается ребенок. Важно, чтобы доступ солнечных лучей был максимальным. Для этого стоит расположить стол справа от окна, а для занятий в вечернее и зимнее время приобрести настольную лампу.

    Стоит помнить, что зрительный аппарат ребенка находится в стадии формирования, поэтому риск развития миопии у него выше, чем у взрослого. Позаботившись о привитии навыков по профилактике болезни с самого детства, можно обезопасить детей от развития близорукости.

    Автор статьи: Дегтярова Марина Витальевна, врач-офтальмолог, окулист

    Настольный теннис – спорт, игра и здоровье

    Настольный теннис или пинг-понг по праву называют увлечением миллионов. Людей любого возраста, которые с азартом в него играют, можно встретить на всех континентах. Даже представители старшего поколения нередко предпочитает поддерживать форму именно настольным теннисом, так как играть в него легко и комфортно. Что интересно, этот вид спорта влюбляет в себя не только сильный пол, но и наших очаровательных женщин.

    Что такое настольный теннис? Откуда он пришел к нам? Как правильно играть в него? Какова польза настольного тенниса для здоровья человека и в чем вообще секрет его популярности? Наша статья как раз об этом. Обещаем: вы узнаете немало интересного.

    Что такое настольный теннис?

    «Кто же не знает?» – воскликнут многие, удивившись такой постановке вопроса. Не спешите с выводами. Как и любой вид спорта, к тому же включенный в программу Олимпийских игр, он нуждается, что называется, в официальном представлении.

    Настольный теннис – это спортивная игра. Представляет собой перекидывание специального «прыгучего» мяча с помощью небольших компактных ракеток. Данное действо происходит непременно через игровой стол (отсюда и название игры), который пополам разделен сеткой. Смысл игры заключается в том, чтобы не позволить противнику правильно отбить мяч. Если же соперник сильный, то он легко противостоит своему партнеру по игре и, правильно отбив, возвращает ему мяч.

    Для игры обычно используется стандартных размеров стол (длина 2.74 м, ширина 1.53 м, а высота 0.76 м). Подвешенная сетка, разделяющая стол на две одинаковые половины, должна иметь высоту 15.25 см. Ракетки, используемые в игре, также стандартизированы: их обычно изготовляют из дерева и с двух сторон покрывают слоем резины. Ну а главный «герой» игры – мяч – изготавливают из целлулоида. Он очень легкий, весит всего 2.7 г, его диаметр – 4 см. Привычный цвет для мяча, который мы помним с детства, — белый. Он принят как стандарт, поэтому другое цветовое решение обычно не приветствуется. Особенно на международных турнирах, где мячи других оттенков под запретом.

    Играем в пинг-понг по правилам

    Кажется, что игра предельно простая. Однако у настольного тенниса имеются свои правила. Согласно им, одна встреча за игровым столом должна состоять максимум из семи партий. Партия не считается законченной до тех пор, пока игрок (или команда игроков) не будет иметь в своей копилке 11 очков, присваиваемых по результатам каждого розыгрыша мяча. Обязательное условие: разница в счете между ними при этом не должна составлять менее двух очков. Иначе партию придется продолжать до тех пор, пока между соперниками не установится разрыв в 2 и более очков. Однако на любительском уровне по старинке играют до «завоевания» 21 очка, что увеличивает время каждой партии.

    Но финал игры в иных случаях может наступить значительно быстрее, чем будут «пройдены» все партии и завоевано нужное количество очков – если один игрок (или команда) добивается четырех побед подряд. То есть, матч может завершиться уже на 4-й партии.

    Как проходит игра?

    В пинг-понг обычно играют два человека. Но возможна и парная игра, когда двое против двоих, что даже азартнее. Она начинается с подачи мяча сопернику по игре. Главная задача обоих участников – по очереди отбивать ракеткой мячик через сетку на противоположную сторону стола, где находится соперник. И сделать это нужно так, чтобы он не смог отбить вашу подачу.

    При подаче и ракетка, и мячик не должны находиться в пределах стола – только за его краем. И обязательно выше уровня столешницы. Подающий игрок держит мяч на ладони свободной руки. Потом он подбрасывает его вверх (обычно на 16-20 см), и когда мяч падает, то наносит по нему удар находящейся во второй руке ракеткой. Подача только тогда считается верной, когда мяч после удара по нему сначала ударяется по столу на стороне подающего игрока, после чего, перелетев сетку, оказывается на стороне соперника. Но если при этом мяч коснулся сетки, то такая подача признается несостоявшейся, и игрок вправе ее повторить. Если подача успешная, то каждый следующий удар в матче следует делать таким образом, чтобы мяч ударялся только на территории соперника.

    Кто из игроков подает первым? Это решает жеребьевка. А потом, в процессе игры, подача переходит через каждые два разыгранных очка (когда-то действовало правило через 5 очков). Розыгрыш продолжается до момента, пока кто-то из участников не допустит ошибку при отбитии мяча на сторону соперника. Удары же по шарику можно наносить только после касания им поверхности стола на своей стороне. Очко присуждается тому игроку, чей удар (разумеется, результативный) был в розыгрыше последним.

    В чем залог успешной игры?

    Ответ однозначен: в следовании правилам, внимательности и хорошей реакции. В противном случае вы будете допускать досадные ошибки, которые дадут вашему противнику очки и, соответственно, преимущество. Какие они, эти ошибки? Давайте узнаем.

  • При подаче мяч не взял нужную высоту подбрасывания, которая должна составлять не менее 16 см.
  • Мяч при подаче не ударился на «своей» части стола.
  • Мяч при подаче не попал на территорию соперника.
  • Поданный мяч дважды ударился на стороне стола подающего.
  • После удара ракеткой мяч «бумерангом» вернулся на свою сторону.
  • Мяч ударился дважды – сначала об руку, а потом об ракетку.
  • Отскочив от стола, мяч в «свободном полете» попал куда угодно, но только не в ракетку.
  • После удара мяч не оказался на половине стола соперника и не ударился об нее.
  • Мяча после удара соперника отбился раньше времени (то есть до того, как ударился об «свою» часть стола).
  • Стол передвинулся с установленного места.
  • Игрок коснулся стола (а также сетки или ее стойки) свободной рукой.
  • Как появился пинг-понг?

    А вот на этот вопрос однозначного ответа нет, хотя исторических свидетельств немало. В том числе и версий о происхождении игры, которое по сей день остается неразгаданной загадкой.

    Одни историки считают, что спорт, напоминающий пинг-понг, наверняка зародился в Древней Греции или в Древнем Риме, так как игры с мячом пользовались в этих цивилизациях большой популярностью. Другие полагают, что рождением настольного тенниса мы обязаны Китаю или Японии, что, кстати, в самих этих странах… опровергают. Больше сторонников имеет версия происхождения игры в средневековой Европе. Так, в 1500-х годах в Англии и Франции местные аристократы любили играть в мяч, и эта игра не была обременена какими-то правилами (мяч сначала был с перьями, а потом ему на смену пришел резиновый аналог). Именно эти игры и считаются предшественниками настольного тенниса. Да и не только его, а и большого тенниса тоже.

    Сохранились публикации тех лет, которые свидетельствуют: подданный английской короны Вальтер Клоптон в далеком 1874 году разработал правила новой игры, которая весьма была схожа с современным теннисом и называлась сферистикой. Через короткое время правила были усовершенствованы, а сама игра переименована в лаун-теннис (от англ. «lawn», что переводится как «лужайка»). Однако в обиходе использовалась только вторая часть названия – теннис. Кстати, это слово имеет свою историю происхождения. Предполагается, что оно производное от английского «ten» (десять), обозначавшего количество участников игры – по пять в каждой команде.

    Однако погодные условия в Британии не слишком благоприятствовали тому, чтобы играть в новую игру под открытым небом. Поэтому со временем появилась, скажем так, мини-версия тенниса, в которую можно было играть в условиях помещений (например, в гостиных). Таким образом, собственно настольный теннис своим рождением обязан неустойчивому климату Туманного Альбиона.

    Но сначала он был все же не совсем настольным. Англичане по аналогии с лужайкой вначале играли в него на полу. Позднее кто-то предложил играть на двух столах, которые располагали на определенном расстоянии друг от друга. Спустя еще какое-то время стволы сдвинули один к другому и натянули между ними сетку. В 1891 году на новую «комнатную» игру был выдан патент №19070, который получил англичанин Чарльз Бейкстер, подавший заявку на ее изобретение. В патенте значилось название игры – пинг-понг. Почему именно такое? Все очень просто: «пинг» и «понг» – это те два характерных звука, которые издавали пробковые мячи при ударе об ракетку и стол.

    Спустя еще четыре года (1894) им на смену пришли легкие и удивительно упругие целлулоидные мячи, которые изобрел инженер Джеймса Гибс. Появление таких мячей сделало возможным уменьшение веса ракетки. Со временем пинг-понг вырос из салонного развлечения до полноценной спортивной игры. Вот основные вехи его становления:

    • Первые официальные турниры прошли в Англии и в Индии в начале 1900-х годов.
    • Спустя четверть века, в 1926 г. в Берлине образована Международная федерация настольного тенниса, выступившая организатором первых мировых соревнований.
    • В конце XIX века пинг-понг появился в России, где его тут же рекомендовали в качестве «полезной и приятной комнатной гимнастики».
    • В 1927 году в СССР произошел взрыв популярности настольного тенниса: по приезду делегации английских рабочих состоялись показательные игры.
    • В 1950 году организована Всесоюзная секция настольного тенниса, которую в 1954 году приняли в Международную федерацию этого вида спорта.
    • В 1960 году на играх в Риме настольный теннис официально презентован как паралимпийский вид спорта, а в 1988 г. в Сеуле он становится олимпийским видом спорта.
    • В чем его полезность для здоровья?

      Поскольку в настольном теннисе задействованы в основном руки, то игра в него хорошо развивает их подвижность, особенно кистей. Также развивается мелкая моторика рук, укрепляются их мышцы. Руки становятся более мобильными, увеличивается скорость их движения. Хорошую нагрузку получают и ноги игроков, становясь намного сильнее и выносливее.

      Занятия настольным теннисом – это отличная тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Они лучше начинают функционировать, насыщая организм кислородом. Попутно игроки развивают свои внимание, реакцию и координацию движений. Последнее особенно полезно для лиц, страдающих некоторыми вестибулярными нарушениями (укачиваются в транспорте).

      Развивая в человеке такие реакции как ловкость, гибкость и реакцию, пинг-понг словно учит наш мозг еще лучше управлять телом. Нагрузки, которые дает этот спорт, позволяет развивать многие суставы (локтевой, плечевой и лучезапястный, а также тазобедренный) и даже благотворно влияет на позвоночник.

      Настольный теннис – одно из лучших лекарств от синдрома хронической усталости и стресса. Он помогает расслабиться, отвлечься от забот и психотравмирующих факторов. Даря своим поклонникам истинное удовольствие, словно заряжает этой положительной энергией, которая сохраняется долгое время и позволяет многие проблемы, казавшиеся очень сложными, решать с большей легкостью.

      Пинг-понг рекомендован лицам, страдающим такими нарушениями зрения как близорукость и дальнозоркость, и перенесшим операцию на глазах. Особенно хорошо он помогает при усталости глаз, так как, постоянно следя за перемещениями мячика, вы их тренируете. Советуют эту спортивную игру и гипертоникам: улучшая кровообращение, она помогает стабилизировать артериальное давление .

      Но есть небольшая категория людей, которым играть в настольный теннис категорически нельзя. Это страдающие сколиозом, так как при данном заболевании невысокий стол и движения лишь одной рукой могут спровоцировать обострения, а также пациенты, которые имеют высокую степень близорукости или осложнения на глазном дне.

      Источник: https://u-lekar.ru/content/view/1638

      Лечение

      И так давайте разберемся как лечить близорукость у детей? Для лечения близорукости применяются многочисленные средства и методы. Прежде всего, лечение близорукости у детей направлено не на ликвидацию или уменьшение степени миопии, а на остановку или замедление ее дальнейшего прогрессирования и профилактику ее осложнений.

      Благоприятным течением для детской и подростковой близорукости считается снижение зрения со скоростью не более 0,5 диоптрии в год. Тогда ее лечат консервативными методами. Нужно носить очки или линзы, давать глазам больше отдыха, делать зрительную гимнастику, нормально высыпаться и питаться, соблюдать зрительную гигиену.

      В клиниках «Эксимер KIDS» работает специальная авторская программа «Школа лечения близорукости». По итогам диагностики ребенку подбирают способ контактной коррекции и проводят лечение при помощи различных терапевтических методов. Кроме того, составляется программа индивидуальных занятий на дому, родителям объясняют, как тестировать зрение в домашних условиях. Врач следит за происходящими изменениями и, при необходимости, корректирует программу.

      Для лечения близорукости работает: целый комплекс современного оборудования. И диагностика, и лечение проходят по специальным игровым программам. Применяются такие терапевтические процедуры, как: лазерная, ультразвуковая и инфракрасная лазерная терапия, лазерная стимуляция, вакуумный массаж, магнитотерапия, электростимуляция — их эффективность признана на российском и международном уровнях.

    • Процедура инфракрасной лазерной терапии

    Ввоздействие на глаз инфракрасным излучением с близкого расстояния позволяет улучшить питание тканей глаза, снять спазм аккомодации, который является одной из основных причин развития близорукости. Аппарат для инфракрасной лазерной терапии обеспечивает «физиологический массаж» цилиарной мышцы, которая отвечает за нормальную аккомодацию.

  • Вакуумный массаж

    При вакуумном массаже в качестве лечебного фактора используется переменный вакуум. Данная процедура значительно улучшает гидродинамику глаза, обеспечивает увеличение кровообращения и, в результате, улучшается работа цилиарной мышцы.

  • Лазерная терапия

    Сеансы лазерной терапии применяются для улучшения пространственного зрения, функций аккомодации. Лазерное излучение подается на экран, который расположен на расстоянии 8–10 см. от глаза пациента. Лечебное действие лазерной терапии оказывается за счет наблюдения за изменениями объемов и структуры изображения, появляющихся на экране, что стимулируют работу рецепторных (нервных) клеток сетчатки.

  • Электростимуляция

    Это стимуляция дозированным электрическим током малой интенсивности. Она способствует повышению проводимости импульсов в зрительном нерве. Эта процедура абсолютно безболезненна.

  • Амблиокор

    Кроме того, в офтальмологической клинике «Эксимер KIDS» для лечения близорукости работает комплекс «Амблиокор», разработанный ведущими специалистами Института головного мозга. В основе действия прибора лежит метод видеокомпьютерного аутотренинга. Пока ребенок смотрит мультфильм, прибор с помощью датчиков снимает информацию о работе глаз, одновременно фиксируя энцефалограмму мозга. При этом изображение на экране сохраняется только во время «правильного» зрения и исчезает, как только оно перестает быть четким. Таким образом, прибор как бы заставляет мозг подсознательно сокращать периоды неконтрастного зрения. Подобный подход оптимизирует работу нейронов зрительной коры, а зрение при этом существенно улучшается.

  • Для каждого ребенка лечебная программа составляется индивидуально, с учетом его возраста, состояния здоровья и общего психоэмоционального статуса. Очень важно относиться к лечению серьезно, не пропускать обязательные осмотры и процедуры по назначениям лечащего врача. Такой подход позволяет не просто устранить проблему, а дать гарантию пациенту и его родителям, что когда ребенок вырастет, болезнь не вернется.

    Аппаратное лечение

    Аппаратные методики лечения глаз позволяют укрепить зрение и предотвратить дальнейшее развитие заболеваний без хирургических операций. Особенно важно, что такое нетравмирующее лечение может быть оказано детям.

    Близорукость (миопия) представляет серьезную социальную проблему, так как является одной из главных причин расстройств зрения у детей и подростков. Так как в происхождении близорукости именно нарушения аккомодации играют существенную роль, в современной офтальмологии особое внимание уделяется аппаратным методам лечения близорукости и ее профилактики.

    Были разработаны различные методики аппаратного лечения близорукости, среди которых лазерстимуляция цилиарной мышцы, рефлексотерапия, цветоимпульсная терапия. Кроме того, широко применяются тренировки аккомодации (например, с помощью аппарата «Ручеек»).

    Активно ведется поиск новых способов аппаратного лечения близорукости, а также изучаются техники комбинированного лечения. Так, отлично себя зарекомендовало комбинированное воздействие, сочетающее тренировку аккомодации на аккомодационной линейке и лазерстимуляцию цилиарной мышцы. Для этого метода аппаратного лечения близорукости имеются данные об увеличении запаса относительной аккомодации почти в два раза. Комбинация этих методов воздействует намного более эффективно, чем обычные методы лечения. Миопия стабилизировалась у 67% детей, получавших такое лечение.

    Цветоимпульсная терапия близорукости также признана действенным методом безмедикаментозного, аппаратного лечения близорукости. Аппарат цветоимпульсной терапии представляет собой специальные очки со встроенными излучателями, управляемыми блоком управления световыми сигналами. При использовании данного метода лечения близорукости воздействие импульсами электромагнитного излучения производится черзе глаза на центральную нервную систему. Этот вид терапии эффективен и доступен, а также совместим с другими методами лечени и профилактики близорукости.

    Цветоимпульсная терапия применима и для аппаратного лечения дальнозоркости, также как лазерная стимуляция или электростимуляция. При лечении детской гиперметропии хорошо себя показало сочетание очковой коррекции (сила очков ниже степени дальнозоркости, что стимулирует работу глаза) и различных методик аппаратного лечения дальнозоркости, как правило, включающих элементы игры.

    Как и в случае миопии, аппаратное лечение дальнозоркости назначается врачом-специалистом по результатам обследования пациента.

    Классификация детей с нарушением зрения здесь

    Причины

    Близорукость представляет собой прогрессирующее заболевание, которое является следствием удлинения глазного яблока. Научное название близорукости – миопия. При наличии близорукости ребенок начинает плохо различать дальние предметы. Это происходит от того, что лучи света, идущие от далеко расположенных предметов, сводятся в фокус не на самой сетчатке глаза, а перед ней. Офтальмологи разделяют детскую близорукость на слабую, среднюю и высокую. Высокая близорукость может достигать величины более 30 D.

    Существует несколько причин возникновения близорукости в детском возрасте:

    Упражнения и гимнастика

    Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

    1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .

    2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.

    3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.

    4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

    Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

    Упражнения «метка на стекле»

    Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.

    Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.

    Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

    Физкультура для близоруких школьников.

    Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

    Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

    Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.

    Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

    1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

    2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

    3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

    4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

    5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

    6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

    7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

    8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;

    б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;

    в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

    9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

    10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10— 15 мин.

    11. Упражнения для мышц глаз:

    а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;

    б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;

    в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

    12. Дыхательные упражнения.

    В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.

    Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.

    В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

    Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

    1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

    2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

    3. И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

    4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

    5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

    6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

    7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8— 10 раз.

    8. И. п. — упор лежа (на руки).

    Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

    9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

    10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней). 8 — 10 раз.

    11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

    12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

    Диагностика

    При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

    В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

    Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

    С помощью УЗИ глаза определяется вид близорукости у детей (рефракционная или осевая), производится измерение переднезаднего размера глаза.

    Для исключения ложной близорукости у детей определяется объем и запас аккомодации. При выявлении спазма аккомодации ребенку необходима консультация детского невролога, поскольку данное состояние часто встречается у детей с вегето-сосудистой дистонией, астенией, повышенной нервной возбудимостью.

    Профилактика

    Уменьшение зрительной нагрузки

    При выполнении школьных уроков обеспечьте ребенку удобное рабочее место: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, комната должна быть хорошо освещена. При чтении расстояние от глаз ребенка до книги должно быть не менее 33 см. Следите за тем, чтобы во время занятий ребенок сидел ровно, не сгибая спину и не наклоняясь к тетрадям. Научите ребенка после каждых 10-15 минут чтения или письма делать перерывы на 2-3 минуты для отдыха глаз, достаточно просто посмотреть в окно, вдаль, закрыть глаза на минуту, поморгать.

    Не разрешайте ребенку часами смотреть телевизор или просиживать за компьютером. Врачи рекомендуют ограничить время работы за компьютером до 15 минут для учеников начальных классов, детям старше 10 лет — до 1,5 часов в день, с обязательными перерывами в течение 5-10 минут. Расстояние от экрана монитора до глаз должно быть не менее 50 см, монитор должен располагаться чуть выше уровня глаз.

    Телевизор дошкольникам рекомендуется смотреть не больше 40 минут в день, детям старше семи лет можно смотреть передачи от 1,5 до 3 часов в день, с перерывами в 15-20 минут через каждые полчаса. Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 2,5 метров (зависит от диагонали экрана, чем больше диагональ, тем дальше должен сидеть ребенок).

    Нельзя читать в транспорте, так как книга при движении колеблется, и глаза испытывают большую нагрузку. Не рекомендуется читать в условиях недостаточного освещения, например в темной комнате при свете одной настольной лампы. Но также не желательно чтение при слишком ярком солнечном свете, это тоже дает глазам излишнюю нагрузку.

    Питание

    При близорукости в рацион ребенка должны входить продукты, богатые витаминами А (печень, сливочное масло, сыр, яйца, различные овощи), С (цитрусовые, шиповник, многие другие овощи и фрукты), Е (растительное масло, молочные продукты, печень, яйца, овсянка, ржаной хлеб, орехи). Также для поддержания здоровья сетчатки глаза необходимы лютеин и зеаксантин (содержатся в зеленых листовых овощах, петрушке, укропе, кукурузе, фисташках).

    В питании ребенка обязательно должны присутствовать фрукты и овощи. Особенно полезны для зрения овощи и фрукты оранжевого цвета: морковь, персики, курага, облепиха, хурма, оранжевые помидоры, болгарский перец. Но каротин, содержащийся в оранжевых продуктах, не усваивается без присутствия жиров, поэтому их нужно употреблять со сметаной или растительным маслом.

    Из ягод самой полезной для зрения считается черника. В рационе должна присутствовать морская рыба, в которой содержатся жирные кислоты и полиненасыщенные жиры, также необходимые для здоровья глаз. По назначению врача можно дополнительно давать ребенку витаминно-минеральные комплексы.

    Режим дня

    Для профилактики ухудшения зрения у ребенка должен быть правильный режим дня. Ребенок обязательно должен много двигаться, проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Детям с близорукостью рекомендуются следующие виды спорта: плавание, лыжный спорт, бег, гребля, фигурное катание, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом развивают у ребенка фокусировку внутриглазной мышцы, ведь во время игры нужно все время следить за ним и остальными игроками.

    Противопоказаны такие виды спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей, мотоспорт, прыжки с трамплина, прыжки в длину и высоту (и другие виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, резким перемещением тела и сотрясением его). При выборе спортивной секции для ребенка необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Желательно чередовать периоды чтения, выполнения домашних заданий с активными играми, физическими упражнениями и прогулками. Очень важен для ребенка с проблемами со зрением полноценный сон.

    Ложная

    Ложная близорукость проявляется как нарушение функционирования глазной мышцы, в результате чего ребенок теряет способность поддерживать четкое видение предметов.

    Ложная близорукость проявляется чаще всего у детей и подростков, чему способствует большая зрительная нагрузка на близком расстоянии, действие на глаз очень яркого света, длительное пребывание за монитором компьютера, телевизора, несоблюдение правил гигиены зрения.

    Развитию ложной близорукости у детей также способствуют следующие факторы: плохая освещенность рабочего места ребенка, ослабление тонуса спинных и шейных мышц, неправильный распорядок дня, нерациональное несбалансированное питание, длительное времяпрепровождение за компьютером и телевизором, плохая физическая форма, отравление фосфорорганическими веществами (хлорофос, карбофос и другие), психологическая неуравновешенность ребенка.

    Ложная близорукость: основные проявления

    Основными проявлениями ложной близорукости являются ухудшение остроты зрения и головные боли.

    При несвоевременном и позднем выявлении спазма аккомодации, а также пренебрежении лечением он может перерасти в близорукость.

    Врожденная

    По статистическим данным, до 80% детей рождаются гиперметропами (имея хорошее зрение вдали, плохое вблизи). Такое состояние зрительной системы обусловлено короткой переднезадней осью глазного яблока новорожденного (16–18 мм). В дальнейшем, по мере роста и самого ребенка и глазного яблока, гиперметропия постепенно уменьшается и у некоторых детей переходит в миопию.

    При близорукости (миопии) изображение предметов фокусируется не на сетчатке, что необходимо для четкого зрения, а перед ней. Часто врожденная миопия обусловлена недоношенностью или вызвана патологическими процессами. Также в группу риска попадают дети близоруких родителей (наследственный фактор). Родителям близоруких детей необходимо помнить, что малышам с таким серьезным глазным заболеванием необходимо постоянно наблюдаться у врача-офтальмолога и проходить курс лечебных и профилактических процедур.

    Специальные аппаратные методики, применяемые сегодня в офтальмологических центрах и клиниках, позволяют снять напряжение с глазных мышц, активизировать кровообращение и питание всех структур глаза и центральных отделов зрительного анализатора, повысить зрительную работоспособность, компенсировать зрительную усталость.

    Важно, чтобы оптическая коррекция (очки или специальные контактные линзы) была назначена в самом раннем возрасте, так как при отсутствии необходимых «компенсаторов» плохого зрения у ребенка может развиться рефракционная амблиопия или содружественное косоглазие.

    Источник: https://proglaziki.ru/bolezni/miopiya/blizorukost-u-detej.html

    Причины, симптомы и лечение близорукости у детей

    Статистика указывает на то, что в последние годы участились случаи миопии (синоним близорукости) именно в детском возрасте. Чаще всего она развивается в период с 9 до 12 лет. На этот возраст приходится до 75% всех случаев близорукости среди детей. В 15 лет количество случаев снижается и приравнивается к 25%.

    Содержание статьи:

    В школьном возрасте ребенок уже может сообщить о проблеме, касающейся того, что ему трудно рассматривать предметы, находящиеся на определенном расстоянии от него. К тому же добавляется такой симптом, как повышенная утомляемость глаз. Во время чтения и письма школьник начинает наклонять голову вбок.

    В любом возрасте у ребенка могут наблюдаться головные боли, помутнение зрения, дискомфорт в глазах, чувство разбитости.

    Если близорукость развита сильно, то глаза будут несколько выдвинуты вперед.

    Среди причин появления этих видов миопии, можно выделить следующие:

    Повышенная растяжимость и слабость склеры может являться врожденной причиной развития миопии.

    Недоношенные дети часто страдают от близорукости.

    Возросшая нагрузка на зрительный аппарат ребенка во время его подготовки к школе и во время учебы в образовательном учреждении приводит к формированию приобретенной близорукости.

    Отрицательно сказывается на зрительном аппарате раннее обучение письму и чтению.

    Недостаток витаминов и важных микроэлементов в пище приводит к тому, что глаза недополучают питательных веществ для их нормального функционирования и развития.

    Нельзя исключать травмы глаза, полученные как во время родов, так и в детском возрасте.

    Особо внимательными к своему ребенку должны быть родители, имеющие аналогичные проблемы. Такие дети чаще остальных должны посещать офтальмолога и при проявлении первых признаков миопии получить адекватное и своевременное лечение.

    При этом мышца не в состоянии своевременно расслабиться, и при переводе зрения на предмет, расположенный вдали, его изображение видится нечетким. Такое состояние также именуется детской псевдомиопией.

    Опасность возникновения ложной близорукости заключается в том, что она может перерасти в истинную. Поэтому при обнаружении малейших проблем со зрением у ребенка, необходимо отвести его на приём к офтальмологу. Ложная близорукость в детском возрасте лечится как медикаментозно, так и с помощью коррекционных средств. Важно снизить и физические, и зрительные нагрузки, выполнять рекомендованные врачом упражнения.

    Лечение близорукости у детей

    Во всех остальных случаях показано лечение:

    Во-первых, это оптическая коррекция. Для осуществления этого метода ребенку подбирают очки. Если он учится в старшей школе, то возможно в качестве коррекции зрения использовать контактные линзы. Если близорукость не перешла в высокую степень, то необходимы очки, которые исправляют зрение только при направлении взгляда вдаль. Если миопия превышает 6 диоптрий, то очки потребуется носить не снимая. Это же относится и к прогрессирующей близорукости.

    Во-вторых, это медикаментозное лечение. Врачи назначают комплексный курсовой приём лекарственных средств, к которым относятся витаминные комплексы. Также могут назначать глазные капли, улучшающие их питание, препараты, призванные расширять сосуды. Не стоит отходить от схемы, предписанной офтальмологом, иначе это приведет к прогрессированию болезни.

    Профилактика близорукости у детей

    Как утверждают офтальмологи, в детском возрасте намного проще предотвратить развитие близорукости, чем заниматься её коррекцией.

    Для того, чтобы предупредить развитие миопии важно предупреждать чрезмерное напряжение органов зрения. В первую очередь это касается соблюдения расстояния от глаз до тетради, монитора компьютера и прочих предметов, требующих усилия со стороны глаз. Когда ребенок занимается зрительной работой, важно, чтобы минимальное расстояние до объекта составляло 30 см. Это обусловлено тем, что при чтении оси глаз сводятся и останавливаются на напечатанном тексте. Чем ближе он расположен, тем больше усилий требуется глазам ребенка, чтобы сфокусироваться. Несоблюдение минимальной дистанции приводит к тому, что возникает спазм аккомодационных мышц и развивается ложная или временная близорукость, которая грозит перерасти в истинную.

    Важно формировать правильную осанку у ребенка, начиная с самого раннего возраста. Во время занятий необходимо, чтобы спина у него была прямая, а монитор был выше уровня глаз. Полезно менять место за школьной партой в течение учебного года.

    Источник: https://ayzdorov.ru/lechenie_blizorykost_deti.php